Продолжаем наш список лучших мировых антиутопий. На сей раз к рассмотрению представлены две американские и одна советская антиутопия.
12. Курт Воннегут «Утопия 14» («Механическое пианино»)

Год написания: 1952
Фабула: Свершилась Вторая Промышленная Революция. Полностью механизирован не только неквалифицированный труд, но и подавляющая часть творческой деятельности – например, написание стихов, романов и т.п. Миром правят инженеры, при этом стать инженером (или получить иную престижную специальность) может только человек с коэффициентом интеллекта выше 110, что проверяется на специальных выпускных школьных Классификационных Испытаниях. Тем, кто туп, суждено либо служить в Армии, либо в Корпусе Ремонта и Реконструкции. Главный герой книги, инженер Пол Протеус, задумывается, справедливо ли все это, и можно ли помочь простым американским рабочим избавиться от гнета тотальной механизации…
Интересное и замечания
- Опять типичная американская антиутопия – герой, пусть и интеллигентный инженер, восстанет и надерет обидчикам задницы, а не будет страдать молча, предаваясь в укромном уголке мыслепреступлениям об ужасах диктатуры.
- Первый крупный роман Воннегута и далеко не лучший, так как фактически является пробой пера мэтра. Однако здесь уже появляются типичные для его произведений черты. Например, присутствует иностранец, глумящийся над американским строем. В данном случае – это шах некоей восточной страны, который называет американцев «такару» – рабами, подразумевая зависимость от машин и «мягкое» рабство, на которое обрело граждан правительство.
- Действительно, граждане в книге не голодают, каждый человек получает 30$ в неделю на расходы, дом среднего американца благоустроен и набит техникой. Проблема в другом: тотальная механизация лишает людей возможности чего-то добиваться, куда-то стремиться, даже просто наслаждаться рабочим процессом – ведь почти все делают машины. Жесткое разделение на классы по уровню интеллекта тоже дает о себе знать: завалил тесты – любая интересная или руководящая работа тебе заказана. Но может ли уровень интеллекта в действительности определять степень полезности человека для общества?
- Упоминается в книге и руководящий всеми производственными процессами правительственный суперкомпьютер ЭПИКАК. Из более позднего рассказа Воннегута «ЭПИКАК» можно узнать, что этот разумный суперкомпьютер покончил жизнь самоубийством, устроив себе короткое замыкание из-за несчастной любви к девушке по имени Пэт.
- Вспомним, что книга написана в 50-е годы 20 века, когда никто еще не слышал об эмансипации. В итоге 3 женщины, упомянутые в книге, являются домохозяйками, а еще одна – секретаршей. Причем живая секретарша как бы является не сотрудницей, а исключительно предметом престижа, поскольку ее с легкостью может заменить более дешевая и эффективная машина.
- Кстати, довольно странно выглядит, когда домохозяйка с двумя детьми жалуется на то, что стиральная, посудомоечная и прочие машины освободили ее от рутинного труда, и теперь ей нечем занять время (серьезно?!). Думаю, Воннегут, как мужчина, просто не занимался обыденной домашней работой каждый Божий день. В данном случае, по-моему, можно только приветствовать технический прогресс.
- Мелочь, но несколько раздражает, что в русском переводе привычный «коэффициент интеллекта» (АйКью или КИ) почему-то упорно называют «показателем интеллекта», сокращая как ПИ.
Цитата:
Суверенная власть в Соединенных Штатах принадлежит не машинам, а народу, и народу принадлежит право взять ее в свои руки, когда ему заблагорассудится. Машины, – пояснил свою мысль Пол, – вышли за те рамки личного суверенитета, который в интересах управления государством был предоставлен им народом. Машины, организация труда и стремление к более высокой производительности, точно грабители, лишили американский народ свободы и стремления к счастью.
Заметьте, что инженер Пол Протеус, как истинный американец, толкает эту пламенную речь не на баррикадах, а в суде, куда его доставили, как возмутителя общественного порядка.
Экранизация: нет.
Зачем читать: чтобы помнить, что машины должны служить людям, а не люди – машинам.
11. Владимир Войнович «Москва 2042»

Год написания: 1986
Жанр: антиутопия, русофобия, антисоветчина, Солженицын, Гениалиссимусу слава
Фабула: Главный герой, Виталий Карцев, советский писатель-диссидент, находясь в Мюнхене, оказывается в туристическом агентстве, оказывающем услуги по путешествиям во времени. Карцев желает попасть в СССР 2042 года. И, собственно, туда попадает. О его впечатлениях и рассказывается в «Москве 2042».
Интересное и замечания
- Книга полна лютой антисоветчины и изображает погибающий и разлагающийся коммунистический строй, причем ненависть к строю у Войновича настолько глубока, что время от времени от стеба и сатиры он подымается до высот почти истинного трагизма и литературщины. Достается не только коммунизму, но и православию, самодержавию, народности, а также любимой организации всех диссидентов – КГБ. Зачем же читать эту насквозь антисоветскую книгу? По крайней мере, она достойна прочтения хотя бы ради 2-х ее персонажей – Сим Симыча Карнавалова и Гениалиссимуса.
- Именно: минимум треть книги посвящена жесткому стебалову над Солженицыным, который страшно разочаровал Войновича и прочих диссидентов тем, что выехав на Запад, начал критиковать Запад и капиталистический строй с тем же пафосом, с каким он критиковал СССР. В книге выведен под именем Сим Симыча Карнавалова – оголтелого монархиста и непримиримого противника главы государства Гениалиссимуса КГБ.
- Выдающийся руководитель государства Гениалиссимус КГБ, между тем, не имеет ни малейшего понятия, что творится в родной стране в 2042 году. Поскольку уже давно летает в космическом корабле на орбите Земли, поручив все заботы о родине своим приспешникам. Перманентно пребывающий в космическом вакууме Гениалиссимус КГБ по совместительству еще является и Патриархом Всея Руси. Но не пугайтесь, религия как таковая в стране отсутствует, поскольку Гениалиссимус же является и самопровозглашенным богом.
- Интересно, что в романе Гениалиссимус приходит к власти в результате Августовской революции (вспомните августовский путч 1991 г.). Напомню, что книга была написана в 1986 г. В процессе путча 1991 г. (в реальном мире) будущий Гениалиссимус стремительно перекрестился (даже можно сказать, «перезвездился», как у Войновича) из коммуниста и сотрудника КГБ в рьяного демократа.
- В книге, свергая при поддержке Запада коммунистическую диктатуру и пребывающего в космической нирване Гениалиссимуса, Сим Симыч въезжает в Москву на белом коне и начинает строить монархию с собой во главе, а также с «Домостроем», выращиванием бород и возвращением в русский алфавит буквы «ять». В реальности Солженицын въехал в РФ в 1994 г. на поезде и сразу начал читать лекции о том, как обустроить Россию. Отращивать бороды, возвращать «ять» и строить монархию ему, правда, не позволили. Эту почетную обязанность возложил на себя Гениалиссимус (в реальности). Все становится немного запутанным, но и реальная жизнь круче любой фантастики.
- В книге Гениалиссимус КГБ и Сим Симыч враждовали не на жизнь, а на смерть. В реальности Гениалиссимус очень любит Солженицына. С 2009 г. «Архипелаг ГУЛАГ» введен в школьную программу. 2018 год объявлен годом Солженицина в связи со столетием со дня его рождения. Не исключаю, что некогда начинающий Гениалиссимус отобрал у какого-то робкого диссидента «Архипелаг ГУЛАГ», прочел его взахлеб и навеки впечатлился.
- Впрочем, Войновича Гениалиссимус не обидел тоже, в 2001 г. лично вручив ему Государственную премию за антисталинский роман «Монументальная пропаганда». Если вы думаете, что Войнович принципиально отказался от премии из нелюбви к Гениалиссимусу, которого искренне считает душителем свобод и диктатором, то напрасно. Не отказался. Вот так причудливо соединились судьбы автора и его персонажей.
Цитата:
Я задал ему ряд второстепенных вопросов — например, какие сейчас жанры более в моде: проза? Стихи? пьесы? — Все, все без исключения жанры, — сказал Смерчев. — Модных или немодных жанров у нас нет. В каком жанре умеешь, в таком и пиши про нашего славного, нашего любимого, нашего дорогого всем Гениалиссимуса.
Экранизация: чтобы увидеть Гениалиссимуса, включите ТВ.
Зачем читать: слава Гениалиссимусу!
От советской антиутопии перейдем к американской. Как известно, отличительная особенность американской антиутопии заключается в том, что герой не будет молча терпеть несправедливость и угнетение, а надерет угнетателям задницы. Даже если они компьютерные.
10. Айра Левин «День совершенства»

Год написания: 1970
Фабула: Миром правит суперкомпьютер – УниКомп. Все люди (вернее, Нумера) унифицированы и создаются по одинаковому генетическому шаблону, вся их жизнь от рождения до выбора профессии, бракосочетания и смерти подчиняется расписанию, составленному УниКомпом. Чтобы они не бунтовали, их агрессивные (и сексуальные) инстинкты постоянно подавляются инъекциями наркотиков, а любой шаг контролируется через наручные компьютерные браслеты и расставленные повсюду сканеры. Однако даже безупречная система УниКомпа дает сбой, и на свет появляется дефектный Нумер Ли РМ 35М 4419…
Интересное и замечания
- Айра Левин – автор таких замечательных и известных романов, как «Ребенок Розмари» и «Степфордские жены».
- У антиутопии Левина много общего с антиутопией Хаксли «Дивный новый мир». В частности, граждане постоянно оболваниваются наркотиками. Особо активных Нумеров, противящихся всеобщему ЩАСТЬЮ, не убивают, но ссылают на специальные острова (как и у Хаксли).
Возможно, некоторые моменты Левин почерпнул из «Мы» Замятина, например, собственно нумерацию граждан. Есть и еще такой момент: Ли РМ 35М 4419 начинает ощущать вкус настоящей жизни, впервые попробовав запрещенные алкоголь и табак. Примерно то же происходит с главным героем «Мы» инженером D-503.
- Помимо Вуда и Вея (создателей суперкомпьютера) граждане государства УниКомпа поклоняются еще и Христу, и Марксу. Вероятно, таким образом инженеры УниКомпа декларируют, что создали рай на земле. Интересно, когда главный герой сбегает из этого «рая» и попадает на острова для «диссидентов», он начинает ходить в «настоящую церковь» (как пишет Левин).
- Для чтения рекомендую найти перевод 1991 г., где граждане государства Уникомпа называются Нумерами (что опять же напоминает о «Мы» Замятина), а не более поздний, где бедолаг обозвали Членами (ужас!), хотя бы потому, что среди Членов есть и женщины.
- В целом, несмотря на мрачное начало, «Этот совершенный день» – редкий пример антиутопии, которая ни разу не депрессивна, напротив, призывает бороться и искать, найти и не сдаваться! И отдельное спасибо хочется сказать автору за кинематографически красивую концовку этой замечательной книги.
Цитата:
Так что, когда в следующий раз кто-нибудь тебе скажет о неизлечимых, помни две вещи: первое, лечение гораздо эффективнее теперь, чем много лет назад, и, второе — у нас есть УниКомп, который следит за нами на всех континентах Земли. Хорошо?
Экранизация: нет.
Зачем читать: чтобы понять, что доверять свою жизнь суперкомпьютеру – далеко не лучшая затея.
Самое интересное – еще впереди! Оставайтесь с нами!