Лучшие мистоиды: топ 10

В 1993 году вышла легендарная игра Myst, ставшая эталоном квестов от первого лица и продавшаяся миллионами копий. С тех пор многие разработчики не раз и не два пытались повторить успех «Мист» и создать что-то, пусть отдаленно похожее. И у некоторых это получилось.

10. Haven Moon, 2016 («Лунная гавань»)

Разработчик Франсуа Руссель с детства фанател от «Мистов», а также от Жюль Верна, оттого в своей авторском проекте решил соединить обе этих составляющих. Объектом наших исследований станет луна Селеос, спутник планеты Менра, опустошенной глобальным катаклизмом. Чтобы обрести наследие древней цивилизации и проникнуть в тайну ее гибели, само собой, придется решать головоломки. Haven Moon – вполне достойный представитель жанра. Его основной минус – невнятный сюжет. Впрочем, сюжеты никогда не были сильной стороной мистоидов, а лишь обрамлением для паззлов.

Жюль Верну бы понравилась Haven Moon с ее очаровательно-старомодными механизмами и инженерными конструкциями

9. Atlantis 1-3, 1997-2001 («Атлантида 1-3»)

Не слишком затейливые, но все же красивые и приятные мистоиды от французской Cryo с путешествиями по различным временам и мирам. К плюсам «Атлантиды» стоит отнести то, что все головоломки вполне разрешимы без прохождения. Минусы типичны для мистоидов – имеется пиксель-хантинг, временами изуверский (особенно во второй части), а также расплывчатый эзотерический сюжет.

«Атлантида» будет пытаться привлечь ваше внимание… различными способами

8. Lighthouse: Dark Being, 1997 («Маяк. Темная сущность»)

Игра представляет попытку «Сьерры» скрестить Myst и что-то вроде хоррора, вероятно, на волне успеха «Фантасмагорий». Задача – помочь нашему соседу, проживающему на маяке, доктору Иеремии Крику. Во время своих экспериментов он открывает портал в параллельное измерение. Ничего хорошего из этого не получается. Сначала в параллельном мире пропадает сам Крик, затем темная сущность похищает его дочь – малютку Аманду. По счастью, немного пошевелив мозгами, им можно помочь…

Преимущества Lighthouse: Dark Being – отличная атмосфера, нелинейность в прохождении (некоторые загадки можно решить разными путями и даже вовсе не решать) и целых 16 концовок. Но есть и минус: некоторые головоломки чрезмерно сложны. Настолько, что после многочисленных жалоб «Сьерра» была вынуждена выпустить специальный патч, добавляющий в игру систему подсказок.

Параллельный мир выглядит довольно неплохо, не считая монстров. Впрочем, их тоже можно обезоружить мощью своего разума

7. Серия Aura 1-2, 2004-2007 («Аура»)

Российско-канадские «Ауры» представляют собой не столько осовремененный «Мист», сколько улучшенную версию «Атлантис». Придутся по нраву всем, кого манит эзотерика, красивые фэнтезийные пейзажи и сказочные сюжеты. И, конечно, тем, кому нравятся паззлы: здесь они умные, толковые и действительно логичные.

Вполне типичный для мистоида пейзаж, сочетающий древние статуи и механизмы

6. Sсhizm: Mysterious Journey, 2001 («Щизм: Таинственное путешествие»)

Фантастически красивый польский мистоид, который в 2001 году едва не стал лучшей адвенчурой по версии журнала GameSpot, проиграв Myst 3. Все по законам жанра: затерянная в космосе планета Аргилиус и исчезнувшая древняя цивилизация, тайну которой придется разгадать, чтобы вернуться домой. К минусам «Щизма» нужно отнести его легендарную сложность. Так что этот случай, когда не зазорно вооружиться прохождением – иначе существует риск надолго застрять на Аргилиусе среди живописных плавающих островов и воздушных шаров.

Нелепый «Щизм», зачем-то любовно сохраненный нашими переводчиками в названии, означает на польском «Раскол». Это связано с тем, что в начале игры двое главных персонажей (астронавты Сэм и Ханна) по воле судеб разделяются и встретятся только в концовке.

В «Щизме» в полной мире явила себя тяга польских художников к сюрреализму

5. Crystal Key 1-2, 1999-2000 («Хрустальный ключ»)

Первая игра серии «Хрустальный ключ» стала самой продаваемой адвенчурой в 2000 году, а общие тиражи серии перевалили за 0,5 млн (что очень неплохо для игр подобного специфического жанра). Возможно, среди причин – космический антураж с легким закосом под «Звездные войны», неплохой сюжет и головоломки, пусть сложные и занятные, но в меру.

Возможно, это космическое яйцо — ключ к спасению человечества от порабощения инопланетянами

4. Safecracker, 1997 («Взломщик»)

Safecracker – оригинальный и насыщенный мистоид, в котором наконец-то нет исчезнувших цивилизаций, зато нужно попробовать себя в роли опытного взломщика. Ваша задача – устроиться на работу начальником службы безопасности фирмы «Крабб и сыновья: Сейфы и Системы Безопасности». Для этого вам потребуется вскрыть 35 сейфов и подобрать код к тому сейфу, который содержит ваш контракт на работу. Если не уложитесь в срок, вас арестуют как вора. В 2006 году вышла обновленная и дополненная версия Safecracker.

Пройдя Safecracker, вы сможете вскрыть практически любой сейф, а также устроиться на работу в любое охранное агентство

3. Quern: Undying Thoughts, 2016 («Кверн: Бессмертный разум»)

Одна из лучших современных реинкарнаций «Миста», пусть и со стандартной завязкой: герой попадает в мир Кверн, чтобы разгадать тайну исчезнувшей цивилизации и собственного прошлого. Кверн красив, полон загадок и пазлов на любой вкус, и даже избитый сюжет ближе к концовке поворачивается к исследователю необычной философской стороной.

«Кверн» с его чуть-чуть меланхолическими красотами — настоящий бальзам на душу квестомана

2. Drowned God, 1996 («Затонувший бог»)

Самая мрачная и таинственная версия Myst из всех возможных, созданная компанией Inscape, которая славилась тем, что в 90-е выпускала самые странные и артхаузные квесты в индустрии. Drowned God – это апология всемирных заговоров: инопланетяне, тамплиеры, каббала и, конечно, Затонувший Бог собственной персоной. Специфического шарма игре добавляет и безумное самоубийство ее сценариста.

К Drowned God обязательно должна прилагаться маленькая шапочка из фольги

1. Obduction, 2016 («Похищение»)

Obduction – потрясающе красивый мистоид от создателей самого Myst. Сюжет соответствует названию: главный герой похищен инопланетянами и теперь, чтобы вернуться домой, должен заняться решением головоломок. Пусть Obduction не совершенен, но все же в нем угадывается дух того самого Myst, завоевавшего сердца миллионов.

Все бы похищения инопланетянами были такими захватывающими!