С момента выхода серии Dark Souls она стала синонимом сложности в играх. Но, оказывается, существуют игры, вполне сопоставимые по сложности и даже, возможно, еще более сложные. Вспомним некоторые из них.
Antumbra (2015)
Жуткий и захватывающий квест «Антумбра» сам разработчик скромно окрестил «Dark Souls в мире квестов». Умирать на самом деле придется часто, очень часто. Причем сохранения не предусмотрены, и каждая смерть будет откатывать вас в начало этой замечательной игры. Хмм, это даже хуже, чем в Dark Souls.

The Binding of Isaac: Afterbirth (2015)
Культовый антирелигиозный рогалик о парнишке Айзеке, который сбежал от мамаши, жаждущей принести его в жертву своему богу. Но беды Айзека на этом не закончились, а только начались. Ведь не зря же The Binding of Isaac занимает первое место в списке самых сложных игр в «Стим».

Dark Castle (1986)
Сделать героя платформера страдающим от постоянных головокружений – это была… оригинальная идея. Прибавить к этому невменяемое управление и врагов, многих из которых нельзя убить, только оглушить – и готова очень сложная игра.

Darkest Dungeon (2016)
Истинный ад рутинного микроменеджмента и колоссальная зависимость от чудо-рендома – не совсем то, что ожидаешь от рогалика с обманчиво завлекательным названием «Темнейшее подземелье». Нет, это вам не «Диабла»!

Don’t Starve (2013)
«Не голодать» – замечательная выживалка, оформленная в духе Тима Бертона. Если не химичить с сейвами, то есть играть так, как предполагали разработчики без сохранений, игра становится хардкорной. Потому что персонаж может внезапно погибнуть по тысяче причин и, вопреки названию, голод не главная из них.

E.T. (1982)
Легендарная игра E.T. по одноименному фильму Спилберга обошлась в 125 млн долларов, принесла компании «Атари» убытков на 500 млн и почти похоронила американский игропром в целом, открыв рынок для японцев. Ах, да. Еще из-за корявого дизайна и программирования игра получилась адски сложной.

Gabriel Knight 3 (1999)
Считается, что головоломки в этой части «Габриэля Найта» не просто самые сложные в серии, но одни из самых сложных в истории квестов. И это не комплимент. Впрочем, таковы многие квесты от «Сьерры», ведь не зря в свое время они открыли горячую линию помощи тем, кто застрял во время прохождений их адвенчур (она была, конечно, платной). Как удобно, правда?

I Wanna Be the Boshy (2010)
Культовый адски хардкорный платформер, для прохождения которого требуются стальные нервы и нечеловеческая реакция.

Ian’s Eyes (2016)
Маленький, но весьма зачетный и сложный инди-хоррор. Первый день в школе мальчика Яна заканчивается катастрофой: все его одноклассники превращаются в зомби. Яну надо выбраться из школы. Проблема в том, что он слепой, и его единственная надежда на спасение – собачка-поводырь. «Благодаря» местному неуклюжему управлению примерно через 400-600 смертей вы все же доведете Яна до выхода… только чтобы увидеть самую криповую и чернушную концовку из всех возможных.

Kings Bounty: Темная Сторона (2014)
Обычно обучающие миссии очень легкие, ведь они обучающие, но не в «Темной стороне». Здесь во время обучения вам напротив предстоит пройти пять самых сложных боев в игре – без шуток, так оно и есть. Объективно сложных, так как на вас бросают огромные армии, а у вас на старте (особенно за воина и мага) – какие-то ошметки, а не войска, нет хороших заклинаний и вообще, это лютая жесть. Особенно если до сих пор вы тихо и мирно привыкли проходить «Кингс Баунти» на невозможном уровне сложности без потерь. Нет, лучше почитать эльфийские стихи.

Mike Tyson’s Punch Out (1987)
Боксерский файтинг, в принципе не особо сложный, но в конце появлялся Майк Тайсон и делал из игрока котлету. И в самом деле, Майк Тайсон из Punch Out считается одним из самых сложных боссов в истории игропрома. Впрочем, это лучше, чем встреча с настоящим Тайсоном.

Ninja Gaiden (1988)
Легендарно сложный платформер о ниндзя, породивший череду таких же легендарно сложных платформеров о ниндзя.

Nyet 3 (1991)
Немецкая «Нет 3» – в принципе, обычный тетрис, но осложненный логическими задачками и головоломками. Поначалу кажется легкой и дружелюбной, но довольно скоро начинает уничтожать вас с истинно арийским, холодным и надменным педантизмом.

Серия Runaway (2001-2010)
Объективно квесты серии Runaway не входят в списки самых сложных игр, но тем не менее. Такое впечатление, что мы с разработчиками Pendulo Studios обитаем в разных Вселенных, настолько разнятся наши представления о логике – и обычной человеческой логике, и даже безумной квестовой, когда что-то угодно можно использовать… для чего угодно. Извини, Pendulo, но nyet.

Серия Rhem (2002-2010)
Серия воистину хардкорных мистоидов для тех, кому показался слишком легким настоящий «Мист» и его продолжения.

Щизм 1-2 (2002-2003)
Еще один хардкорный мистоид, для прохождения которого нужно уметь считать, обладать идеальным музыкальным слухом и хорошей памятью, а лучше обзавестись блокнотом – ведь в игре его нет. В смысле, nyet. Ну и стоит добавить, что нелепое на русском польское слово «Щизм» означает разделение (в игре двое героев и волей судеб они расстаются).

Rogue Legacy (2013)
Игра, сочетающая платформер и рогалик. И она СЛОЖНАЯ. Именно так, БОЛЬШИМИ БУКВАМИ написано в аннотации в «Стим», и знаете, она НЕ ВРЕТ.

Supaplex (1991)
«Супаплекс» – своего рода «Пакман», но с логическими загадками, и с каждым левелом, которых всего 111, они становятся все замороченней и сложней. Вдобавок, во многих случаях помимо развитого мышления требуется еще и ловкость рук, иначе Мерфи (это красненький Пакман) раздавит в лепешку вот этими серыми булыжниками или прищелкнет ножницами.

The Witness (2016)
Сборник из 650 головоломок от Джонатана Блоу, автора известного платформера Braid. Чтобы поддержать ваш мозг на плаву, в перерывах между головоломками Джонатан будет баловать вас отрывками из классических кинофильмов, включая «Андрея Рублева» Тарковского. Само действие The Witness разворачивается на красивейшем острове, почти каждая архитектурная или природная деталь которого, между тем, является частью очередного пазла.

Zelda II: Adventure of Link (1987)
Вторая «Зельда» из стрелялки-бродилки превратилась в на редкость хардкорный и далеко не интуитивный сайд-скроллер, а заодно обогатила мир мемом I am error.

Призрак старого парка (1997)
Некоторые игры требуют не только умения тыкать на кнопки, но и глубоких инженерно-технических познаний. Вы ведь знаете, что такое передаточное число? Велкам ту чудесный мир российских квестов!

Это были сложные игры, доказывающие, что высокая сложность не всегда способ оттолкнуть игроков, иногда — это прекрасный способ их покорить!