Вспомним самые страшные игры 90-х, относящиеся к категории шутеров, файтингов и аркад – и вечные хиты, и игры, которые были прочно забыты, причем не всегда незаслуженно. Итак, каковы же они – самые страшные, необычные и леденящие кровь игры 90-х?
Moonstone: a Hard Day’s Knight (1992)

«Лунный камень: Тяжелый День Рыцаря» – это кровавая смесь РПГ и файтинга в средневековом антураже. Главный герой – рыцарь, которому нужно найти и отбить в упорной борьбе с монстрами и своими соперниками-рыцарями драгоценный артефакт, дарующий вечную жизнь – тот самый лунный камень.
Герой путешествует по карте, дерется с противниками и монстрами, открывает сундучки с деньгами, получает опыт и постепенно прокачивается, повышая силу, ловкость и здоровье. Противникам можно отрубать головы. Кровь пульсирующими пиксельными фонтанами брызжет из их перерезанных артерий и оторванных конечностей. Монстры очень даже впечатляют. Среди них даже есть дракон.
Из плюсов: своеобразная атмосфера, прекрасная (для 1992 г.) графика, классная музыка и замечательная концовка. Из минусов – в Moonstone: a Hard Day’s Knight отсутствуют «сохраненки», так что игру придется проходить в один присест, что займет 1-1,5 ч.
Isle of the Dead (1993)

Зомби-шутер «Остров Мертвецов», созданный на движке Wolfstein 3d, носит титул одной из самых плохих игр за всю историю игропрома. И это не слишком справедливо. В какой еще игре зомби может быть 8-летним мальчиком, который называет вас «папой», когда вы стреляете ему в лицо? А, когда вы выходите из игры, появляется заставка с Куртом Корбейном, вышибающим себе мозги из винтовки. Эх. Ностальгия.
Ecstatica (1994)

Формально Ecstatica проходит по разряду адвенчуры или квеста, но обольщаться не стоит. На деле это – хардкорный survival horror с элементами такого же хардкорного файтинга. Действо разворачивается в Англии в 10 веке. Герой останавливается пополнить припасы в маленьком городке Тирич. Зайдя за околицу, он немедленно встречается с омерзительными гоблинами и демоническими монстрами. Что происходит? А то, что ведьма по имени Экстатика решила побаловаться магией и обрушила на родной городок чернейшее проклятие. С которым разбираться предстоит не ей самой, а главному герою. Почему-то.
Среди особенностей «Экстатики» нужно отметить следующие:
- Графика. Персонажи «сделаны» из округлостей и эллипсоидов вместо привычных полигонов.
- Чудовищное управление. Все действия осуществляются с цифровой клавиатуры (то есть надо нажать Numpad + использовать цифры). Никаких WSAD и энтеров. Это адски неудобно, тем более, герою приходится драться с превосходящими его по силе противниками буквально со второй минуты игры. Пока не приноровитесь к сумасбродному управлению, убивать вас будут постоянно – ведь у ПК трудностей с управлением нет.
- Атмосфера. Наконец, мультяшная эллипсоидная графика, кошмарное управление и творящийся в игре абсурд создают неповторимую атмосферу сюрреалистического кошмара, которую больше не встретишь ни в одной другой игре.
В «Экстатике» доступен не только мужской, но и женский персонаж. Правда, от этого ничего не меняется, даже реплики. «Девочку», как и мальчика, по сюжету производят в рыцари, а Экстатика благодарит ее за спасение и называет своим «принцем». Правда, можно полюбоваться пышными женскими формами в обтягивающих леггинсах (хотя спорно, что женщины носили их в Англии в 10 веке). При этом Экстатика, из-за которой закрутился сыр-бор, щеголяет в красивом платье.
В Ecstatica две концовки. Одна – хорошая. А из другой следует, что Дьявол – в общем, неплохой парень, который держит свои обещания. Вот такая она, неповторимая и противоречивая, Ecstatica.
Witchaven (1995)

Witchaven – «Ведьмовство» – атмосфернейшая готичная FPS с элементами РПГ. В главной роли – благородный рыцарь, который должен войти в ужасный замок и сразиться со злой ведьмой и ее многочисленными миньонами. Особенности Witchaven:
- Ближний бой. Герой не стреляет, а рубит супостатов мечом. Или моргенштерном. Что под руку подвернется. Кстати, оружие ломается.
- Заклинания. Также герой может подбирать свитки использовать заклинания. Особенно доставляет свиток Nuke, превращающий противников в облачко черного пепла.
- Прокачка. В Witchaven, возможно, впервые в истории шутеров ввели прокачку. Правда, заключается она только в том, что герой за каждый левел получает + 10 ХР (всего можно прокачаться до 9 левела).
- Эликсиры. Много разных эликсиров, включая те, что защищают от огня, делают невидимым и т.п.
- Скримеры. Да, в игре есть скримеры. Время от времени перед героем появляются страшные призрачные физиономии отчего-то мертвенно-синего цвета. И, да, это заставляет вздрагивать.
Стоит добавить, для тех, кому показалось мало Witchaven, есть и Witchaven 2, где все то же самое, но чуть-чуть побольше.
Damage: the Sadistic Butchering of Humanity (1996)

Финский 2-d шутер Damage: the Sadistic Butchering of Humanity («Ущерб: Садистское Уничтожение Человечества») полностью соответствует своему названию. Именно: главный герой – неудачная жертва эксперимента по созданию сверхчеловека. В какой-то момент он слетает с катушек, сбегает из лаборатории и начинает убивать – сначала невинных прохожих, потом вышедших за ним за охоту солдат и спецназовцев. Под конец он добирается до арсенала с ядерным оружием и уничтожает сотни миллионов людей в разных странах – от Финляндии и России до США и Южной Америки. И да, в игре есть перекаты.
Ввиду кровавого содержания игра открывается кучей дисклеймеров на английском и финском языках. В частности, разработчики клянутся, что не являются скинхедами и не поклоняются Сатане. В любом случае игра оставляет мрачное впечатление торжеством бескомпромиссного насилия. Кстати, сейчас полным ходом идет производство одноименного римейка. Демо доступно в Стиме.
Pray for Death (1996)

Pray for Death – итальянский файтинг. Смерти стало скучно, кроме того, она поиграла в Mortal Combat. Поэтому Смерть решила устроить грандиозный турнир, победитель которого будет воскрешен из мертвых и получит абсолютную власть над миром. Как файтинг «Моли о Смерти» довольно так себе, но привлекает нестандартными персонажами, среди которых, к примеру, рыцарь-тамплиер Мальстром, одержимый Некрономиконом, Анубис, падший архангел Уриил, сумасшедший американский военный робот Податель Боли, а также сам Ктулху (!). Всего таких занятнейших персонажей 13, у каждого своя история, свои фаталити и свои концовки.
The Blood Omen: Legacy of Kain (1997)

Зачетный готичный изометрический Диабло-клон, правда, без специализации и прокачки. Главный герой, аристократ Каин, был убит разбойниками, а потом воскрешен некромантом и превращен в вампира. Прикончив обидчиков, Каин не знает, чем заняться, по счастью, тут он получает задание от некоей призрачной дамы грохнуть 9-х волшебников, хранителей неких Колонн, которые почему-то сошли с ума и угрожают вселенскому равновесию. И прочее бла-бла-бла.
Суть в том, что Каин будет долго путешествовать по изометрическим городам и подземельям, искать мощные заклинания, получать дополнительные способности, искать годные шмотки и оружие. А также смачно пить кровь у противников и невинных горожан. Правда, очень переживать за людишек не стоит, поскольку они респаунятся. Да и Каин в глубине души… типа, все равно хороший. Наверное.
Если The Blood Omen: Legacy of Kain получилась на свой манер весьма занятной и приятно-мрачной, то продолжениями (коих вышло 4) занимались уже другие люди. И вместо вампирской Диаблы получилась невнятная фэнтезийно-вампирская «Санта-Барбара» в псевдояпонском стиле. Но первая часть Legacy of Kain все же достойна прохождения. Особенно если вы любите вампиров. И Диабло.
Blood (1997)

Самый бескомпромиссный и мясной шутер от первого лица всех времен и народов. Постоянно восстающие из мертвых зомби, безумные сектанты – приверженцы зловещего культа Cabal, крысы, собаки, удушающие руки, Чернобог, пачки динамита. Что еще прибавить? I live again. And again. And again. Это к тому, что Blood еще и весьма хардкорна – даже на низких уровнях сложности – и не раз задаст при прохождении жару.
Postal (1997)

Первый Postal отличается от второго, во-первых, изометрией, во-вторых, до крайности серьезным отношением к происходящему. Никаких шуток и прибауток, только стрельба, кровь и смерти. Интересно, что в японском издании игры герой (если его можно так назвать) Postal расстреливает жителей не только американских городков, но и Токио, и Окинавы. Кстати, все фоны в игре любовно нарисованы акварелью, а потом не менее любовно пререндерены.
System Shock 2 (1999)

System Shock 2 наглядно продемонстрировал, что можно взять самые заезженные штампы научной фантастики и превратить их в чистое воплощение ужаса. Свихнувшийся суперкомпьютер с манией величия. Зловещие Многие. Забрызганный кровью огромный космический сверхсветовой корабль. Члены экипажа, превратившиеся в зомби с какими-то кибернетическими трубками в головах, бормочущие «Присоединяйся к нам». Даже почти 20 лет после выхода System Shock 2 остается непревзойденным эталоном хоррора.