Экранизации игр: 1993-1995

Super Mario Bros (1993)

«Супербратья Марио» – первая экранизация компьютерной игры в истории и одна из самых провальных. Проблема заключалась в том, что люди, снимавшие фильм по «Марио», никогда в него не играли. Кроме того, изначально было не лучшей затеей экранизировать аркаду, сюжет которой сплошь состоял из прыжков по платформам и головам врагов. Трудно и вообразить муки сценаристов, которым предстояло соорудить цельное кинематографическое полотно из итальянских сантехников, человекоподобных грибов, черепашек Купа и их злобного короля, одержимого манией похищения принцесс.

В конце концов, их усилия привели к тому, что черепашек заменили динозаврами, а король Купа, превратившись в арийского рептилоида, возмечтал захватить не Грибное королевство, а вполне реальный человеческий мир. Само действие фильма тоже разворачивается вовсе не в абстрактной волшебной стране, а в антиутопии, напоминающей о «Бегущем по лезвию». Давящая атмосфера и постапокалиптические декорации резко диссонируют с детским сюжетом и россыпью нелепых шуток, в том числе, сексуального характера. Достаточно вспомнить «похождения» Марио на танцполе и проблемы Луиджи с девушками.

Неудачным оказался и подбор актеров. Боб Хоскинс даже с приклеенными усами непохож на толстячка Марио, а уж про Джона Легуизамо и говорить нечего – его Луиджи настолько далек от игрового прототипа, насколько это вообще возможно. Из актерского состава запоминается разве Деннис Хоппер в роли короля Купы – по крайней мере, его Купа не лишен зловещего обаяния. Но и Хоппер не помог –  фильм с оглушительным треском провалился в прокате, собрав 20 млн долларов при бюджете в 48 млн.

Интересно, что в том же 1993 г. были сняты два порнофильма «по мотивам» знаменитой аркады с усатой порнозвездой Роном Джереми, который, кстати, напоминал Марио куда больше Боба Хоскинса. Порнушку выкупила «Нинтендо», чтобы не порочить доброе имя франшизы, хотя эротические нарезки из нее до сих пор можно без проблем обнаружить на всеведущем YouTube.

А еще интересно, что Super Mario Bros считаются второй по коммерческому успеху игрой в мире. Первая – наш советский Тетрис (свыше 500 млн проданных копий, и это только официально!). Увидим ли мы когда-нибудь экранизацию «Тетриса» – вот это действительно занятный вопрос. По слухам, ею собрались заняться китайцы, превратив «Тетрис» в научно-фантастический фильм примерно в 2018-2019 гг. Невозможно представить, что у них получится, но пожелаем китайским товарищам удачки.

Street Fighter (1994)

Экранизация второй части супер-брутального файтинга Street Fighter вышла плохим боевичком категории Б с Жан-Клодом Ван Даммом. Который в роли бесстрашного американского полковника Уильяма Гайта спасал мир от безумного диктатора Байсона. Еще в фильме засветилась Кайли Миног (Кэмми). За исполнение этой роли знаменитая австралийская поп-певица удостоилась от критиков титула «худшая актриса англоязычного мира».

Единственным, кто в итоге проявил себя на высоте, стал исполнитель роли генерала Байсона, Рауль Хулиа, более известный как Гомес Адамс из «Семейки Адамсов». Некоторые из цитат Байсона в англоязычном мире сделались мемами, например, фраза Of course! («Конечно!»), которая цитируется, когда очередной злодей в очередной раз хочет захватить мир.

Если не считать имен некоторых персонажей, фильм имеет отдаленное отношение к первоисточнику. Гайта в оригинальной игре вообще не было, его вставили в фильм исключительно из коммерческих соображений. «Стрит Файтер» слишком детский и нелепый, спецэффекты и экшн-сцены поставлены плохо и смотрятся дешево, шутки несмешные, диалоги отдают горячечным бредом, а сюжет похож на все бредовые американские сюжеты о низвержении диктаторов бравыми американскими солдатами.

Впрочем, «Стрит Файтер» все равно оказался коммерчески успешным и при скромном бюджете в 30 млн. долларов собрал в прокате более 100 млн. Правда, эти деньги принесли в кассу, скорее, фанаты чрезвычайно популярного в начале 90-х Ван Дамма, а не «Стрит файтера» как такового.

Также по «Стрит Файтеру» в 1994 г. в Японии были сняты анимационный фильм и аниме-сериал в 29 серий. Их качество тоже было сомнительным, но, по крайней мере, в них действовали оригинальные персонажи игры – Рю и Кен (при съемках фильма ради Ван Дамма их превратили во второстепенных героев, что вызвало массу нареканий у фанатов).

В 2009 г. вышел еще один фильм – «Стрит Файтер: Легенда о Чун-Ли», но он оказался даже хуже своего предшественника и тотально провалился в прокате, так как выяснилось, что мстительной азиатской женщине не под силам переплюнуть Ван Дамма в его лучшие годы. Что в действительности было предсказуемо.

Double Dragon (1994)

Double Dragon (букв. «Двойной дракон») – знаменитый аркадный файтинг, который гремел с 1987 г. В 1994 г. его решили экранизировать. Действие фильма разворачивается в далеком будущем – в 2007 г. в Нью-Анджелесе, практически уничтоженном землетрясением и экономическим кризисом и наводненном уличными бандами.

В руки миллиардера Кога Шуко попадает половина мистического медальона Двойного Дракона. Вторая его половина оказывается у братьев Джимми и Билли Ли. Теперь злобному миллиардеру во что бы то ни стало нужно заполучить заветную половину медальона, чтобы обрести полную власть над Нью-Анджелесом. Вот только Джимми и Билли отлично дерутся и не намерены сдаваться злобному магнату без боя. Особенно после того, как выясняется, что Кога Шуго еще и ответственен за смерть их отца….

При бюджете в 3,5 млн долларов фильм собрал всего 2,3 млн. Отчасти потому, что к 1994 г. слава знаменитого аркадного файтинга несколько померкла, отчасти из-за слабых спецэффектов и глупейшего сюжета. Не помог ни Роберт Патрик в роли главного злодея, ни молоденькая Аллиса Милано, ни вполне прилично поставленные драки, ни даже довольно впечатляющие постапокалиптические виды Нью-Анджелеса.

Из интересного стоит отметить, что в фильме появляется аркадный автомат с Double Dragon, а также шутки про Мадонну, которая в этой параллельной вселенной вышла замуж за комика Тома Арнольда. Это примерно как Пугачева с Галкиным. Смешно, но не так, чтобы очень.

Mortal Kombat (1995)

А вот фильм по другому брутальному файтингу «Мортал Комбат» внезапно получился достойным – по крайней мере, в своем специфическом жанре. Отчасти потому, что у «Мортал Комбат» имелась развитая мифология, предыстория и харизматичные персонажи. А отчасти – потому что за режиссуру отвечал Пол Андерсон – возможно, единственный режиссер, которому действительно удаются игровые экранизации.

Назвать «Мортал Комбат» 1995 г. шедевральным не повернется язык, но это крепко сколоченный фильмец «по мотивам» с неплохими спецэффектами, сносными драками, достойными декорациями и вполне терпимыми актерскими работами. Лучше всего проявили себя Линдон Эшби в саркастичной роли Джонни Кейджа и находившийся на пике популярности после «Горца» Кристофер Ламберт в не менее саркастичной роли Рейдена. Не стоит забывать и заглавную песню, которая в 1995 г. звучала из каждого утюга. Все это определило успех картины, собравшей 120 млн. долларов при скромном бюджете в 30 млн.

Имеются и минусы. Во-первых, это детский рейтинг PG-13, из-за которого из фильма испарились все фаталити и бруталити, отрывание голов и позвоночников, которыми прославилась оригинальная игра. Во-вторых, главным героем фильма (и его продолжения, и сериала) сделали Лю Канга, и за бортом остались, к примеру, такие колоритные персонажи, как Скорпион и Саб-Зиро. В фильме они появляются лишь на пару минут, причем представлены как отрицательные персонажи и приспешники главного злодея Шао Кана (что расходится с сюжетом игры).

Схожая печальная участь постигла парней и в сериале «Мортал Комбат: Завоевание», снятом в 1998 г. Увидеть Скорпиона и Саб-Зиро толком возможно лишь в 15-й серии, где они получают от Шао Кана задание прикончить Лю Канга, но проваливают миссию, одержимые ненавистью друг к другу. После драки и ничей Скорпион и Саб-Зиро просто исчезают из сериала… навеки. Неудивительно, что сериал закрылся после первого сезона… а Midway games, создавшие знаменитый файтинг, обанкротились и прогорели.

Шучу, конечно. И все же непонятно, почему при написании сценария для фильма не использовать отличных персонажей и сюжетные повороты, уже имеющиеся в игре, вместо того, чтобы коверкать сюжет до полной неузнаваемости и даже вводить новых действующих лиц.