Обзор фантастического фильма «Довод»/Tenet (2020): коленками назад

Нолан снял новый фильм. Такой же гениальный, как его предыдущие фильмы. Ну что ж, посмотрим «Довод» и убедимся, что это гениально – примерно так же, как черные дыры и кукурузные поля «Интерстеллара».

«Довод» (2020): сюжет

Злой Русский Олигархъ, заполучив из будущего магический артефакт под креативным названием Алгоритм, хочет уничтожить мир, отмотав его назад. Еще он тиранит жену, которая, будучи искусствоведом, любит втюхивать людям поддельного Гойю. Остановить Русского Олигарха и абьюзера женщин должен на лицо суровый, но добрый внутри негр из ЦРУ по имени Протагонист (!) и Бэтмэн Роберт Паттинсон. Впрочем, все это неважно, потому что часть сценария писал не сам Нолан, а Грета Тунберг. Оттого в будущем, независимо от действий всех персонажей, Земля неизбежно погибнет от глобального потепления и нехватки ресурсов, потраченных, в том числе, на съемки «Довода». Вероятно, по этому поводу надо что-то предпринять, но всем плевать. КОНЕЦ.

«Довод» (2020): минусы и плюсы

По размаху ошеломляющей несуразности в «Доводе» Нолан делает практически немыслимое – практически обставляет собственный «Интерстеллар» и почти достигает эпичности «Прометея» Ридли Скотта. Нет, никто не ждет от кино 100% логики и правдоподобия. Но в сюжете «Довода» больше зияющих дыр, чем в швейцарском сыре:

  • Машина может ехать задним ходом. Люди могут на перемотке ходить коленками назад. Неужели. И на это было потрачено более 200 млн долларов.
  • Вы назвали главного героя Протагонистом? В самом деле?

  • Безусловно, на Украину обязательно стоит отправить именно афроамериканца. Почему сразу не в Китай, где его заметят и запомнят миллиард китайцев.
  • Когда русские террористы нападают на украинскую оперу (которую снимали в очень российски выглядящем Таллине), разве это не является поводом для международного скандала? Даже не стоит упоминать, что штурм украинской оперы русскими прихвостнями олигарха (!) явно похож на захват Норд-Оста чеченскими террористами. Это, видимо, из серии Call of Duty: Modern Warfare 2, где русские националисты расстреливают в аэропорту российских граждан, потому что вот такие они русские националисты 🙄

  • Злой Русский Олигархъ торгует плутонием. И доторговался до того, что, облучившись, получает рак, отчего начинает хотеть уничтожить весь мир. Ну, как тут не вспомнить «Новичка», Скрипалей и свежеотравленного Карнавального. Хотя, нет, рак у Олигарха неважен в принципе, потому что Олигархом, оказывается, руководят люди из будущего, желающие путем инверсии времени остановить глобальное потепление и восстановить земные ресурсы. Таким образом, Олигархъ внезапно не злой маньяк, жаждущий уничтожить мир под лозунгом «После меня хоть потоп», а идейный бессребреник, спасающий будущее? Шта? И почему его обезвреживанием занимается США и Британия, а не ФСБ? Они что, заодно с Олигархом? Ну… конечно. У нас ведь идет «холодная квантовая война». Летают кванты, кварки, шкварки и прочие зашкварки.
  • Жена Олигарха. Это не просто бессмысленное и торгующее поддельными картинами, но опасное существо, которое ставит под угрозу судьбы всего мира просто из желания насолить супругу. И это преподносится, как сильная женщина. И, она, между тем, в сюжете вообще не нужна и не важна и существует в мироздании «Довода» только благодаря необъяснимой любви к ней негра. Необъяснимой — потому что все персонажи фильма появляются ниоткуда и уходят в никуда, их прошлое, будущее, мысли и чувства не прописаны даже намеками. Что странно роднит Нолана с Кроненбергом-младшим в данном случае, причем последний достиг плоскости повествования без всяких заигрываний со временем.

  • Стальск-12 в Сибири! Здравствуй, Каторга-12. Родная, ты ли это. Лучше бы Нолан экранизировал Singularity, в тамошних заморочках со временем было на порядки больше логики и смысла, чем в бреднях Нолана. И каким образом в Стальск-12 проникает американский спецназ, не вызвав, опять же, международного скандала как минимум, как максимум – Третьей Мировой. И, конечно, взрывы ядерных бомб в российских городках — привычное дело, как медведи с балалайками.
  • Инверсия времени. Да, это волшебный пульт, позволяющий перематывать время назад. В чем новаторство Нолана? Это уже было не раз, особенно в кино… разве что никому не приходило подводить под это волшебство наукообразную основу. Нолан попробовал. Получился невообразимый трешак. По существу, это можно объяснить так, будто людей и предметы записывают на пленку, и эту пленку запускают задом наперед в реальном времени. Отлично. Но причем тут физика, энтропия и прочие умные слова. Даже местная ученая отчаивается разобраться в этом бреде и говорит: «Не пытайся это понять, почувствуй». Не пытайтесь понять деление атомного ядра, почувствуйте! Хмм, это не совсем то, чего ожидаешь от науки.
  • Увидев (тем паче, потрогав) себя из другого временного потока, бредущего задом наперед, вы немедленно аннигилируетесь вместе с вашим двойником, видимо, от удивления. А, нет, ничего страшного не произойдет, отбой.
  • Кстати, бредущие задом наперед люди смотрятся неожиданно жутко, и из «Довода» мог получиться необычный, крутой хоррор, но нет, получился отстойный боевик, нарушающий все законы физики, логики и мироздания, стоимостью, напомню еще раз, более 200 млн долларов.

  • Давайте разделим могучий артефакт, то есть Алгоритм, на девять частей и разбросаем их по миру, чтобы его было практически невозможно собрать или уничтожить, неважно, в будущем или прошлом, lol. Ведь у нас квест. Ой, нет, это серьезный фильм, все равно, lol.
  • Но все еще хуже. Вундервафлю, перематывающую время, разделила на части и спрятала в прошлом тетка из будущего в надежде, что ее не найдут? Почему Вундервафля просто не была уничтожена? Ведь плохие парни тоже умеют перематывать время (в будущем это умеют все), и все равно найдут и соберут Вундервафлю из прошлого руками Русского Олигарха?
  • Неважно. В представлении Нолана будущее является жестко детерминированным монолитом, и зумеры все равно вымрут, что ни делай негр или Олигархъ в прошлом. Ведь так? 😎 Почему тогда Паттинсон в концовке пафосно заявляет Протагонисту, что они спасли мир? На кого они там работают на самом деле? На рептилоидов, которым как раз Глобальное Потепление с руки, ведь можно будет греть косточки на солнышке?
  • Невнятные Люди из Будущего с Глобальным Потеплением (как бы нанявшие Олигарха) могут инвертировать людей и пули, но не захватить ближайшую комету и не добыть из нее воду и полезные ископаемые. Или не обустроить колонию на Луне.
  • Будущим зумерам также невдомек, что, уничтожив прошлое, они уничтожат и будущее вместе с ними самими. Или же в результате применения Инверсионной Вундервафли создается параллельная вселенная, где нет потепления? Или инверсия как бы ограничена во времени лет на сто, допустим? Тогда что плохого в том, что Земля откатится назад и восстановится, а люди впредь будут более разумно распоряжаться ресурсами…? Верится с трудом, но вдруг 🙄 Потому что из фильма следует, что инверсия вполне себе может быть ограниченной и контролируемой, разве нет? Тем более, они, кажется, нашли способ избежать парадокса дедушки, то есть, дедушка не будет убит, но как бы перезапишется, правда, в лучшем варианте – без глобального потепления и с ресурсами. В том числе, плутонием.

Исходя из этой предпосылки, получается, что якобы Злой Русский Олигархъ хотел спасти Землю от Глобального Потепления, но якобы благородный негр, гламурный Паттинсон и глуповатая жена ему мешали. Ха-ха. И кто после этого добро, а кто зло? Не потому ли Олигархъ называет Протагониста из ЦРУ «религиозным фанатиком», продолжающим верить в невообразимую чушь вроде «холодной квантовой войны»?

И это похоже на правду, потому что по итогу «Довода», как уже упоминалось, человечество все равно обречено вымереть от Глобального Потепления, но Грета же вас предупреждала, вы застряли во временной петле. Но мы знаем, как все исправить. Вырубить фильм 🙄

По итогу: да, «Довод» очень сложный фильм с невероятно запутанным сюжетом, умом его не понять в принципе, зато есть афроамериканец, женщина, Паттинсон, глобальное потепление, русский олигарх, а еще все подряд бестолково, но красиво горит, стреляет, взрывается и бегает коленками назад. Что еще нужно для счастья.

Вердикт фантастическому фильму «Довод» 2018 – 1/10. Только за неплохую музыку и неожиданные зачатки ужастика. Остальное — полный meh. Посмотрите лучше Alien Code. Никаких 200 млн долларов и коленей взад, но заморочки со временем куда логичней и интересней.