1971 год. Вышла экранизация первого романа знаменитого писателя Майкла Крайтона «Штамм Андромеда» – про вирус-убийцу из космоса. Посмотрим?

«Штамм Андромеда» 1971: сюжет
В американский военный спутник «Скуп» врезался метеорит. Не вынеся этого столкновения, спутник (вместе с частицами метеорита, как бы вплавившимися в него) падает на многострадальную американскую землю рядом с крохотным городком Пидмонт в Аризоне. Какой-то местный чувак вскрывает (зачем?) спутник, выпуская прилетевшую с кусочками метеорита жуткую заразу. Она убивает практически всех жителей Пидмонта – кроме местного алкаша и постоянно вопящего младенца (их загадочная способность сопротивляться вирусу сыграет роль в сюжете).
Хотя жители Пидмонта после кончины даже не превратились в зомби, а остались мирно лежать в виде трупов, военные все равно встревожены. Ведь космический банановирус, похоже, ужасно опасен и заразен. Настала пора обратиться к науке. Удастся ли ученым победить банановирус, бороздящий просторы Вселенной, или мы все обречены? Пока же американские военные собираются сбросить на Пидмонт бомбу для обеззараживания…

«Штамм Андромеда» 1971: впечатления
Возможно, в книге Крайтона все это смотрелось более солидно и научно, но в фильме выглядит примерно таким образом:
- Американские военные ищут в космосе (?) идеальное биологическое оружие для истребления «врагов». Что может пойти наперекосяк? Ну, правда, что?
- Если вирус, как выясняется по ходу повествования, представляет собой не биологический объект, а некий кристалл, то его биохимия и метаболизм совершенно отличны от человеческих. Согласитесь, вы же не станете лопать кристаллы, даже с голодухи? Они тоже вряд ли захотят или смогут закусывать людьми! И, если вирус способен преобразовывать энергию радиации или солнечных лучей в материю (для строительства своей структуры), зачем ему люди в принципе. Ведь «обычным» вирусам живые организмы нужны для размножения, а зачем они Андромеде? For lulz? И… и… как может кристалл мутировать?

- Как бы то ни было, вирусы любого происхождения безопасны для запойных алкашей и мексиканских иммигрантов.
- Сам вирус, кстати, выглядит очень милым, мерцает под микроскопом различными огоньками, издает всякие звуки, любит сладкое, например, шоколадки. Может, он и хотел бы подружиться с людьми, ведь дружба это чудо, но, к сожалению, он в США. Здесь с вами не будут даже разговаривать, сразу бомбить.
- Да. Предотвратить заражение Америки вирусом путем ядерной бомбардировки американских городов и весей? Конечно! Отличная затея! «Но мы должны сообщить об этом русским, им это не понравится». Да нет, я не против, бомбите скорей!
- По счастью, в США есть как минимум 2 разумных существа. Как ни странно, это Президент США (НЕ ДОВЕРЯЮЩИЙ НАУКЕ И УЧЕНЫМ) и… сам штамм Андромеды, разрушающий самолет, прилетевший его бомбить.
- Эпичные лаборатории в фильме явно создавались под влиянием «Одиссеи 2001» с добавкой присущей 1970-м психоделики. Потому напоминают веселый фургончик хиппи с вкраплениями «серьезной» научной аппаратуры, например, электронных микроскопов и механических щупов. На них, кстати, ушла большая часть бюджета.

- Ученые возмущаются, что их коллега вынуждена скрывать эпилепсию, ведь с таким диагнозом ее не возьмут на работу в приличную лабораторию. И тотчас демонстрируется, что из-за эпилепсии она совершает опасную ошибку в исследованиях, которая могла стоить жизней тысячам людей?!
- Также ученые праведно возмущаются, обнаружив, что преступное американское правительство занимается разработками биологического оружия… но все равно продолжают работать на преступное американское правительство.
- Вообще, непонятно, зачем в фильме ученые. Всю работу за них выполняют сверхмощные ламповые компьютеры. При этом ученые 1970-х должны делать главное – уметь очень быстро печатать на печатной машинке. А еще, а еще в фильме есть такой реликт, как телетайп. Хорошо, хоть не телеграф. Алло, Центральная!
- Почему военные, обследовавшие самолет, пилот и оборудование которого были поражены вирусом, не заразились и не упали замертво? Ведь на них не было даже масок и перчаток! И что с грифами, которые пожирали тела жителей Пидмонта? Они стали источником заразы или нет? И какое значение для мира имел тот факт, что вирус кушал не только людей, но и резину? Его любовь к резине, между прочим, имела серьезное значение для сюжета. Вроде бы.
- Видимо, именно после «Штамма Андромеды» лаборатории (бункеры, военные базы и т.д.) обзавелись системами самоуничтожения, которые отключаются в последнюю секунду. И еще лазерами.

- В 1970-х женщины только улыбались, когда их хватали за *опу. Ведь никто не слышал о MeToo! А темнокожие женщины, вдобавок, не слышали о Black Life Matters! И тоже лишь улыбались, когда белые хватали их за *опу. Мда…
Из концовки ясно, что все будет хорошо. Ведь американцы, умаявшись от лабораторных исследований, просто взяли и слили инопланетный вирус в океан в надежде, что его убьет щелочь, растворенная в соленой морской воде. Тем же способом были побеждены триффиды (по крайней мере, в экранизации романа «День Триффидов», в самом романе потребовалось разрабатывать особый пестицид).
Если американцы таким же образом борются с коронавирусом, как они боролись со штаммом Андромеды в фильме, то становится понятным НЕВЕРОЯТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЖЕРТВ ПАНДЕМИИ в США.

Вердикт фильму ужасов «Штамм Андромеда» 1971: 5/10. Великий прадедушка (бумер) современных американских блокбастеров, которые смотрятся неплохо… если отключить мозг. Но, если ваш мозг пока все же включен, лучше посмотрите нечто другое.