Обзор фантастического фильма «Второстепенный»/ Peripheral (2018) – писательский блок

Наверняка каждый пишущий человек сталкивался с писательским блоком. Это когда писать нужно, а ни одной строчки выдавить из себя невозможно. Об этой же проблеме повествует и британский фантастический фильм Peripheral, который известен как «Второстепенный» или же как «Периферия», что ближе к истине. Причем под «периферией» здесь подразумевается компьютерная периферия – устройства для ввода информации в ПК.

«Второстепенный»/ Peripheral – сюжет

Бобби Джонсон – молодая писательница, чья первая книга породила в мире фурор и даже привела к массовым восстаниям в Британии во имя социальной справедливости (хуже, чем в 2011 году, как говорится в фильме). Теперь издательство хочет получить от Бобби вторую книгу, не менее потрясающую основы…

К сожалению, у Бобби наступил тот самый писательский блок. Чтобы помочь, издательство присылает ей новомодную машину, которая ускорит процесс написания книги… а то и сама поправит кое-что, чтобы книга Бобби больше пришлась по вкусу широкой публике. Подумаешь, пара правок от умной машины… зато Бобби сможет сходу попасть в писательскую элиту и хорошо заработать.

«Второстепенный»/ Peripheral – впечатления

Поначалу кажется, что это фильм о технологиях, особенно, когда Писательская Машина подмигивает красным глазом, как у HAL 9000, но нет. Машина здесь вторична. В действительности, это фильм о творческой цензуре, причем на всех уровнях – от личной (влияние на фанатов) от корпоративной (продажи и популярность у широкой публики, а также «правильные взгляды» сообразно повесточке, какой бы она ни была).

Одновременно фильм показывает, что серьезное писательство высасывает жизнь и душу – и справляется с этим отлично. Есть и другие плюсы:

  • Актриса Ханна Аттертон (младшая сестра Джеммы Аттертон), играющая роль Бобби, здесь реально хорошо и умело тащит на себе все действие практически в одиночку.
  • Неплохие спецэффекты, довольно мрачные и изобретательные. Есть хорошие пугалки (обратите внимание, например, что творится с лицом тетки-издательши на протяжении фильма). Вроде бы пустячок, но именно из таких пустячков и складывается достойная атмосфера.
  • Чувствуется, что создатели вдохновлялись «Видеодромом» Кроненберга, не по букве, но по духу. До гениальности мэтра не дотянули, но старания ощущаются.

Ну и из фильма вы узнаете, что в эпоху до компьютеров и смартфонов существовали такие писатели, как Джек Керуак и Курт Воннегут:)

Если говорить о минусах:

  • Прозрачные экраны. Они фигурируют чуть ли не в каждом фантастическом фильме, но ведь они такие неудобные!
  • Теория «тепловой смерти Вселенной», о которой говорится в фильме, на сегодня признана неработающей. Притом антинаучной (как минимум, спорной) она считалась еще в СССР.
  • На самом деле непонятно, почему издательство не правило первую книгу Бобби, но зато взялось за вторую. Или же она настолько радикально сменила концепцию?

  • Момент странный, но не факт, что книга, переправленная машиной, хуже, чем та, что написала Бобби. Предполагается, что это так, но не факт ведь! Например, хорошо известно, что, к примеру, «Повелитель мух» Голдинга превратился в мировой бестселлер исключительно благодаря виртуозной работе редакторов, так как изначально это была, пусть не лишенная потенциала, но куча литературного хлама.
  • Почему-то существует очень плохой штамп, будто творчество и некие субстанции неразделимы. Это привело к ранней кончине многих творческих людей и к созданию уймы не по-хорошему наркоманских произведений искусства. Вдобавок, согласитесь, есть тысячи алкоголиков и наркоманов без творческой жилки вообще. Так что не надо! Творить можно (и нужно) на трезвую голову!
  • Альтернатива есть всегда. Если вы читаете Донцову, а не Шекспира, и смотрите не Peripheral, например, а фильмы «Марвел», то это ваш выбор, и не надо винить во всем корпорации.
  • Некоторые моменты вообще отдают британским лицемерием из серии Highly Likely. Например, Бобби возмущается, когда ее просят переписать «некую старую книгу». Но ведь переписывают же! Достаточно вспомнить, например, как Джоанна Роулинг задним числом (пардон за каламбур) обнаружила, что Дамблдор гей, или что Гермиона, на самом деле может быть черной. Ох…

Ну и еще можно отнести к минусам слабоватую концовку, которую можно описать словами нашего классика «Ждали кровопролития, а он чижика съел». Авторы на протяжении всего фильма мастерски закручивают интригу, но вот довести ее до катарсиса не получилось.

Вердикт фантастическому фильму «Второстепенный»/ Peripheral: 7/10. Неплохо, хотя скорее, Peripheral зайдет тем, кто серьезно занимается писательством. В прочих случаях, возможно, вы рискуете заскучать от приключений и переживаний Бобби в замкнутом пространстве ее квартиры. Все-таки муки творчества здесь первичны, остальное — лишь производная.