Обзор фильма ужасов «Дитя мертвецов/The Child» (1977): воспитание не по Монтессори

Что получится, если попробовать скрестить «Омэна» и фильмы про зомби? Получится фильм «Дитя мертвецов», который в США известен просто, как скромное «Дитя» (The Child). Но тут придется согласиться с локализаторами, смотреть фильм про некое дитя захочет не каждый, а вот дитя мертвецов – совсем другое дело. Что ж, приступим к просмотру. Тем более, режиссером фильма был Роберт Васканян, судя по всему, наш человек в Голливуде:)

«Дитя мертвецов»: сюжет

Юная девушка Алисиан Дель Мар устраивается няней в странный дом к не менее странной одиннадцатилетней девчушке Розали Нордон. Девчонка недавно потеряла мать (которая, по слухам была злой ведьмой) и теперь частенько захаживает на кладбище, чтобы проведать покойную родительницу. Но, помимо этого, Розали завела себе необычных друзей… которые любят выбраться из своих могилок и пойти прогуляться, подышать свежим воздухом, а заодно (тсс!) скушать чьи-то мозги. Алисиан не представляет, как это может быть, пока собственноручно не встречает приятелей своей необычной воспитанницы…

«Дитя мертвецов»: минусы и плюсы

Фильмы 1970-х отличались особой аурой. Простодушие 1950-1960-х уже давно их покинуло, а черный юмор и цинизм 1980-х еще не пришли. Потому в фильмах 1970-х нет ни того, ни другого, а царит легкая (порой и тяжелая психоделика). В этом несколько психоделическом ключе снято и «Дитя мертвецов». Яркие цвета, своеобразный рваный монтаж, актеры, которые играют так, будто они на театральной сцене, а не в кино, слегка дребезжащая музыка… все это создает ощущение, будто смотришь не фильм, а чей-то дурной сон.

И с учетом жанра фильма это не недостаток, а, напротив, преимущество. Потому что психоделика и легкий сюрреализм усиливают ощущение кошмара и обеспечивают неплохую атмосферу.

Если говорить о других «плюшках»:

  • Очень красива и мила актриса Лорел Барнетт в роли няни Алисиан. Жаль, что она не сделала карьеры. А вот Дитя Мертвецов не сказать, чтобы блестяще справилась со своей ролью, в концовке, которой предполагалось быть трагической, она нечаянно добавила в фильм комедии. Так что неудивительно, что для Розали Коул, невзирая на хорошие внешние данные, это была первая и последняя роль в киноиндустрии.

  • Спецэффекты и экш-сцены в «Дитя мертвецов», скажем честно, сделаны топорно даже по меркам 1970-х и оставляют желать лучшего. Несмотря на это, восставшие из могил мертвяки временами смотрятся крипово, а некоторые визуальные находки блестящи – выскакивающий из коробки чертик, подсвеченная тыква, окровавленный мишка. Потом они станут расхожими штампами, но не исключено, что часть заслуг в этом принадлежит именно «Дитя мертвецов». Момент, когда герои рубятся с засевшими в подвале зомби, и вообще напоминает «Зловещих мертвецов». Интересно, смотрел ли Сэм Райми The Child. Почему и нет.
  • Сюжет, как уже упоминалось, представляет смесь бульдога с носорогом «Омэна» и зомби. Воплотить это по полной программе не получилось, но за старания авторам респект. А еще по сценам с кладбищем и туманом заметно, что они вдохновлялись и итальянскими ужастиками. Опять же: Фульчи или Бавы не получилось, но старания в этом направлении ощущаются.

И тем, кто постоянно жалуется, как плохо было в СССР, советую включить фильм и полюбоваться до предела аутентичной американской глубинкой – родными до боли покосившимися заборами, какими-то дощатыми хибарами, разбитыми дорогами, даже облупившимися канистрами и бочками! Вот еще один весомый плюс малобюджетных фильмов – они куда достоверней документируют эпоху, чем гламурные блокбастеры.

Вердикт фильму ужасов «Дитя мертвецов»: 7/10. Гораздо лучше, чем можно ожидать от малобюджетного фильма 1977 года. Если не питаете совсем уж неодолимой неприязни к ретро, посмотреть можно.