Обзор фильма ужасов «Каннибалы»/Cannibal Ferox (1981): добавки не надо (18+)

«Самый жестокий фильм»… «был запрещен в 31 стране мира»… ну что ж. Это кино, которое просто напрашивается к просмотру. Называется незамысловато – «Каннибалы». Редкое упрощение для наших локализаторов, так как в оригинале этот фильм итальянского режиссера Умберто Ленци назывался куда более пафосно и грозно – «Гнев каннибалов» (Cannibal Ferox).

Ахтунг! Каннибалы. Потому строго 18+.

«Каннибалы» 1981: сюжет

Следует заметить, что каннибалы «столовались» в европейском эксплуатационном кино с начала 1970-х, причем изобретателем и популяризатором этого жанра был сам Умберто Ленци, выпустивший в 1972 году первый «полноправный» людоедский фильм «Человек с глубокой реки». Тем не менее, вплоть до сокрушительного успеха «Ада каннибалов» Руджеро Деодато эта тема не пользовалась такой уж популярностью. Таким образом и получилось, что Ленци, будучи основателем жанра, оказался не просто в тени Деодато, но еще и вторичен к нему (по крайней мере, в этом фильме).

Впрочем, предпосылка у Cannibal Ferox оригинальная и саркастичная. Молодая студентка Лоррейн отправляется в джунгли Амазонии, чтобы доказать, что каннибализм – выдумка белых империалистов, дабы опорочить индейские племена, И НА САМОМ  ДЕЛЕ КАННИБАЛИЗМА НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО! ХА-ХА-ХА! ЖИЗНИ КАННИБАЛОВ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ! ДА!

Но дальше, после того, как студентка углубляется в джунгли, к сожалению, начинается чуть ли не прямое переложение «Ада каннибалов». Белые люди – козлы. Каннибалы очень злы. Мораль та же, что у Деодато: «Да, каннибалы очень злы, но мы сами-то те еще козлы». И зачем смотреть одно и то же по второму кругу, непонятно.

Правда, от себя Ленци добавил в фильм некую детективную составляющую, но она нужна фильму лишь затем, чтобы вызволить Лоррейн из лап плотоядного племени. Вернувшись в родной Нью-Йорк, она преподаст нам ценнейший урок… ЖИЗНИ КАННИБАЛОВ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ! ХА-ХА-ХА!

«Каннибалы» 1981: минусы и плюсы

Если пытаться рассмотреть Cannibal Ferox в отрыве от «Ада каннибалов», то можно сказать следующее:

  • Насилие. Оно довольно графичное (хотя и смотрится малость устаревшим на фоне «Пил» и «Хостелов»), есть, в том числе, сцена отрезания и поедания мужского достоинства главгада. Хмм… разве мясо не нужно сначала подвергать термической обработке.
  • Есть женская обнаженка (не слишком впечатляющая по сравнению с прочими эксплуатационными фильмами той поры, но все же).

  • Каннибалы выглядят, скорее, забавно, чем устрашающе. Зачем-то их всех обсыпали мукой (грязью) и нарядили в модные плавки. Белые люди же поражают безукоризненной чистотой и прическами даже на фоне джунглей.
  • Есть неплохие съемки животных. К сожалению, для фильма некоторых зверушек убивали по-настоящему (это же верно и в отношении фильма Деодато). Правда, это была стандартная практика той поры, кроме того, буквально в следующем 1982 году, после шквала критики итальянские кинематографисты отказались от этой практики, а вскоре общепринятой стала надпись: «При съемках фильма ни одно животное не пострадало». В остальном подобные фильмы, конечно, ничем не помогают, потому что империалисты по-прежнему хотят тырить у туземцев изумруды и кокаин, и после этого искренне изумляются, почему аборигены постоянно такие злые и не хотят жить при демократии.

Ну и глобально: основным минусом «Каннибалов» остается то, что это пересказ «Ада каннибалов». Не то чтобы подобные картины отличались разнообразными сюжетами, но здесь уже совсем явный перебор с цитированием самого знаменитого людоедского фильма. Справедливости ради, в поздних интервью сам Ленци сознавался, что терпеть не мог Cannibal Ferox и снял его лишь затем, чтобы подзаработать. Ну… по крайней мере, спасибо за откровенность.

Вердикт фильму ужасов «Каннибалы»: 4/10. Этот такой фильм, в котором хороша лишь основная предпосылка. Впрочем, если не смотрели «Ад каннибалов», то зайти может. В прочих случаях нет смысла съесть то, что уже было съедено до нас.