Обзор фильма ужасов «Приди ко мне/The Other Lamb» (2019): мужской гнев

Хотя фильм The Other Lamb («Черная овца»), в русском переводе «Приди ко мне» позиционирует себя как хоррор о сектах, это не так. В действительно это остросоциальная драма, снятая польской режиссерКОЙ Малгожатой Шумовской в русле феминизма четвертой волны. Ничего страшного. Я все равно посмотрела этот фильм… чтобы его не пришлось смотреть вам, хе-хе.

Феминизм «четвертой волны»

Для начала немного о том, что такое феминизм «четвертой волны» (это поможет понять, чего ожидать от фильма):

«Четвертая волна» феминизма зародилась, происходит и направляется преимущественно в Интернете. Она является квирной, интерсекциональной, сексуально-позитивной, трансинклюзивной, бодипозитивной и характеризуется хештег-активизмом, борьбой с сексизмом, мизогинией и насилием против женщин.

Малгожата Шумовска говорила, что ее долго не принимали всерьез как режиссерКУ из-за ее пола. Но, может, она снимает такие себе фильмы? Да нет, не может быть, причиной всему – дремучий патриархат и многовековое угнетение. Того же мнения придерживается рецензия с IMDb:

Но… почему только… 9 из 10? Неужели «Приди ко мне» не так гениален, как может показаться поначалу? О, нет, не может быть…

«Приди ко мне»: сюжет

Сюжет незамысловат: где-то в лесах в небольшом поселении живет пастор со своими фанатками. Их общество устроено по принципу «Дневника служанки»: жены пастора носят красные одежды, тетки, вышедшие в тираж — фиолетовые, юные девы, ожидающие дозревания – синие. Пастор спит с женами и дожидается дозревания юных девиц, попутно толкает проповеди о том, какой он классный. Тетки работают, иногда собачатся (потому что тетки) и из-за красавца пастора.

Одна из юных девушек в синем, Сэла, ждет дозревания и любви пастора. Но, увы – является полицейский и намекает пастору, что ему с гаремом лучше убираться отсюда, чтобы избежать претензий властей. Они пускаются в путь, и тут ввиду некоторых событий до теток доходит то, что зрителю было ясно в первые минуты – пастор вовсе не такой клевый чувак, как им представлялось все это время. Особенно ясно это доходит до Сэлы, которая будет воплощать в фильме свет женского прозрения касательно того, что все мужики сво…

«Приди ко мне»: плюсы и минусы

Если говорить о плюсах, то фильм снимался в Ирландии, и тут не обошлось без зловещего и прекрасного ирландского леса. Операторская работа (этим занимался муж Малгожаты, хе-хе) и некоторые дизайнерские находки великолепны. Также понравилось, как эпично сожгли двинувшую кони в дороге тетку – звучит ужасно, но в этот момент в этом нравоучительном фильме хоть на мгновения прорезался некий живой нерв.

Если говорить о минусах, то:

  • Я прошу прощения у фанатов Рэффи Кэссиди (Сэла), но мне она в некоторых ракурсах напоминала Гарри Поттера в женском варианте, что придавало фильму некую забавность. Девушка-Гарри Поттер еще и успела сняться в роли дочери пьющего хирурга в «Убийстве священного оленя», и к артхаусу привычна с детства.

  • Где мужик-пастор надыбал столько женщин? И ведь некоторые явно жили с ним многие годы. Они пусть даже в глубине души не понимали, что у него поехала кукуха? Или понимали, но их все устраивало? Тогда в чем проблема и зачем снимать это кино.
  • Кстати, анти-феминистом пастора тоже назовешь едва ли, потому что тетки в их коммуне выполняют всю работу. Разве цель феминизма не в том, чтобы припахать женщин к тяжелым мужским работам. Ведь после четырех волн феминизма немногие помнят, что возникшее изначально в начале 19 века движение эмансипации, в принципе, затевалось для того, чтобы освободить женщин от утомительного труда в полях, на станках и т.п.
  • «Приди ко мне» могли бы спасти оргии, но их здесь нет. Что же за феминистский артхаусный фильм без оргий. Я требую сатисфакции :mrgreen:

  • Когда ты долго живешь в женском обществе, как-то не с руки удивляться и поражаться, что ты, наконец, стала половозрелой девушкой, и у тебя начались месячные (чему режиссерка посвящает удивительно много времени). Даже странно, как там не затесалась реклама прокладок.
  • Какую религию, собственно, изображают в фильме? Да, пастор бородой похож на Христа. Но христианство можно критиковать за многое, однако оно никогда не поощряло многоженство или убийство детей. Раз «многоженство», то… мормоны? Раз чураются всего мирского, то амиши? Или пастор изобрел религию имени себя любимого? Или, раз за его спиной висит череп барана, он сатанист? Хотя нет. Это неважно. Все религии (и даже отсутствие религии — атеизм) изобрели мужчины, кроме секты «Христианская наука», основанной некой Мэри Бейкер Эдди.
  • В целом, «Приди ко мне» снят в типичной для артхауса манере – он не только томительный, но и отвратительный, а еще предсказуемый буквально с первого кадра. Было бы оригинально, если бы пастор оказался отличным чуваком и, скажем, погиб, защищая свой гарем от властей, не принимающих их странную любовь. Но нет. Конечно, нет! Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Хотя, надеюсь, если будет продолжение, мерзкий пастор восстанет в виде зомби, и тетки опять надают ему по щам.

Концовка, разумеется, открытая, потому что, видимо, приделывать «нормальные» концовки присуще лишь патриархату (Боже, даже насквозь артхаусный и аллегорический «Вивариум» все же мог похвалиться связной историей и финалом).

Но нет. В «Приди ко мне» концовку придется додумывать самостоятельно. Что дальше случилось с барышнями? Они нашли нового пастыря? Сколотили собственную секту? Стали амазонками, шныряющими по ирландским лесам? Подались в движение METOO или на PornHub? Или их арестовали за убийство?

Мораль «Приди ко мне проста». Не надо вступать в секты. Потому что вас там будут обижать и промывать мозги, а еще придется спать вповалку, что негигиенично и, вдобавок, вы не выспитесь. Но это мы знали и так, стоило ли ради этого городить огород.

Вердикт фильму ужасов «Приди ко мне»: 2/10. Только за чудесные ирландские леса и операторскую работу. В остальном, фильм ужасен и лишний раз демонстрирует, что никто так не порочит феминизм, как сами «феминистки». И что никакая повесточка не заменит интересного и содержательного сюжета и харизматичных характеров.