Обзор фильма ужасов «Шина»/Rubber (2010): артхаус против Голливуда

В 2010 году вышел фильм ужасов «Шина» (известный также как «Покрышка-убийца») от эксцентричного французского режиссера Квентина Дюпье, которого некоторые считают более юморной и современной версией Линча. Известно, что, хотя «Шина» проходила по разряду артхауса, в 2010 году она была освистана критиками в Канне. Раз фильм не пришелся по вкусу критикам, может быть, он зашел простым зрителям? Трудно делать определенные выводы, ведь, к примеру, на IMDb оценки «Шине» варьируются от 1 до 10. Посмотрим и попробуем разобраться.

Ахтунг! В обзоре возможны спойлеры. Если не хотите никаких спойлеров, посмотрите фильм и составьте о нем собственное впечатление. В конце концов, не так уж часто выпускаются ужастики про ожившие шины.

«Шина»: сюжет

«Шина» – это не просто фильм. Это фильм внутри фильма, и еще это фильм про фильмы. Вас еще не тошнит от слова «фильм»? В любом случае, в «Шине» две сюжетных линии:

Первая. Это сама история шины, которая без всяких на то причин оживает, обретает подобие сознания, начинает радостно колесить по американским просторам, купаться в бассейне, влюбляться в красивых дам и… взрывать неприятным ей людям головы посредством телекинеза. Кстати, зовут шину Робертом. Почему? Досмотрите до конца и узнаете:)

Вторая. Это история зрителей, которые внутри «Шины» пришли с биноклем поглазеть на приключения Роберта, то есть практически посмотреть фильм о нем. Тут же околачивается режиссер, бухгалтер (фильма) и актеры, которые прекрасно понимают, что они актеры. Все они и буквально, и на различных метауровнях взаимодействуют друг с другом и с Робертом, который продолжает кататься по США, клеить девиц и… убивать.

 «Шина»: минусы и плюсы

Если говорить о плюсах:

  • Сама шина сделана очень симпатично, вызывая приязнь даже несмотря на безумства, которые творит. Некоторые моменты действительно очень забавны, например, когда Роберт ностальгически вспоминает, как являлся частью машины. А его страдания и переживания, когда он взирает на горящие горы покрышек, выброшенных на свалку…
  • Любовный интерес шины воплощает красавица Роксана Мескида, муза французского независимого кино (широкому зрителю более известна по роли в хорроре «Пастушья кукла»).
  • Головы жертв Роберта в «Шине», надо отдать французам должное, взрываются смачно. Так что второе название «Покрышка-убийца» тут все же не для красного словца.
  • Отлично заснятые и величественные американские степи.

  • Если говорить о линии зрителей, то она как бы воплощает страдания публики при лицезрении большинства произведений современного кинематографа. Сначала легкий интерес, потом скука, затем невыносимая боль и смерть (вряд ли буквальная, как в «Шине», тем не менее). Фильм выключается на середине, зрители уходят. Особо стойкие могут досидеть до конца (невзирая на все потуги режиссера, актеров и даже спонсоров фильма отвратить их от своего же творения!) и получить крышесносящий катарсис. Да, но действительно ли мы жаждем от кино катарсисов. Помните времена, когда фильмы не просто толковали о социальной (не)справедливости, но приносили удовольствие и даже учили доброму и светлому.

В концовке Роберт из шины перевоплощается в трогательный трехколесный велосипед и отважно катится в Голливуд (с намерением взрывать кому-то головы), видимо, символизируя, что европейское, в том числе, французское кино еще живо. Здорово, потому что мы все не особенно в восторге от Голливуда, но можно ли побороть его хардкорным европейским артхаусом, вопрос спорный.

Вердикт фильму ужасов «Шина»: 7/10. Не то чтобы ужасно, но вряд ли гениально. В общем, сносно. Сама затея совмещать трешовый ужастик с концептуальными посланиями так и осталась для меня не самой удачной, хотя за старания merci beaucoup. По крайней мере, фильм оригинален.