Обзор фильма ужасов «Зловещее объявление/The Imp» (1981): они съели Киссинджера!

В 1980-е в Гонконге развился свой специфический жанр хоррора – фильмы о черной магии. В области спецэффектов они зачастую не уступали (а то и превосходили) западные ужастики, при этом отличаясь приятным и своеобычным азиатским колоритом. В их число входит и хоррор Hung bong или The Imp («Бес»), в России известный как «Зловещее объявление».

«Зловещее объявление/The Imp»: сюжет

Речь в фильме идет о молодой паре – Чёне и Сулань, которые ожидают скорого пополнения в семействе. Муж, Чён, больше не хочет работать на фабрике бюстгальтеров, принадлежащей отцу Сулань, и ищет новую, более престижную должность. После долгих безуспешных поисков в газете он натыкается на ЗЛОВЕЩЕЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ. Обратившись по объявлению, Чён устраивается работать охранником временно заброшенного небоскреба.

И все бы хорошо, но вскоре Чёна начинает преследовать обитающий в подвале небоскреба злой дух, а его сотоварищи, работающие в небоскребе, умирают кровавыми и жесткими смертями один за другим по самым нелепым причинам. Испуганный Чён обращается за помощью к экзорцисту

«Зловещее объявление/The Imp»: плюсы и минусы

Если говорить о плюсах, то:

  • Фильм развивается не слишком торопливо, но саспенс присутствует чуть ли не с первых кадров. Под конец вспоминается и «Сайлент Хилл», и даже игра Forbidden Siren с местными зомби-шибито. Не удивлюсь, если японцы черпали некоторые хоррор-приемы у своих коллег из Гонконга.
  • Собаку одного из героев зовут Киссинджером… и… ладно! Никто ее не ел. Но вот другую собаку наши герои ели. Теперь вы знаете, что собак едят не только в Корее. Правда, стоит добавить, что в фильме зачинатель убийства и поедания собаки был наказан на редкость суровой и драматичной кончиной, возможно, самой жесткой в «Зловещем объявлении».

  • Интересно наблюдать за самим Гонконгом 1980-х, который представляет занятный микс современной западной культуры и востока с фэн-шуем, реинкарнацией, магией, инь и янь и прочим. Кстати, если ваша супруга отказывается расставлять в доме мебель по фэн-шую, впору задуматься, все ли с ней в порядке и не пора ли к экзорцисту.
  • Концовочка в «Зловещем объявлении» весьма задорная и одновременно криповая и неожиданная.
  • Сцена с уезжающим в никуда лифтом заставляет предположить, что авторы вдохновлялись знаменитой франшизой «Знамение» («Омэн») о сыне Сатаны, но именно вдохновлялись, а не слепо копировали, и добавили свое.

Из минусов – показалось притянутым за уши, что дух преследует героя лишь оттого, что тот родился в определенный день и час (когда, по словам экзорциста, было что-то вроде пика инь). Но, может быть, в азиатской культуре это имеет глубокий смысл? Все равно непонятно, отчего азиатские духи преследуют посторонних людей, а не непосредственно своих обидчиков. Возможно, это некое проявление восточного фатализма, не совсем понятное западным людям.

Также надеюсь, никто на самом деле не ел и не убивал собаку, потому что иногда в гонконгских фильмах того времени животных, к сожалению, для съемок убивали по-настоящему. Справедливости ради, это было обычно для тех лет, достаточно вспомнить «Ад каннибалов» Руджеро Деодато, который сильно критиковали, в частности, за показанные в нем реальные убийства животных. То, что киношники полностью отказались от подобной практики, безусловно, заслуживает лишь одобрения.

Вердикт фильму ужасов «Зловещее объявление/The Imp»: 8/10. Странно, что азиатский ужастик 1981 года выпуска интересней и страшней многих современных хорроров, но так оно и есть.