Обзор китайского НФ-блокбастера «Блуждающая Земля» (2019): сами вы Нибиру!

2019 год отметился многими громкими премьерами, например, фильмом про супергероев «Мстители. Финал», который поставил рекорд по кассовым сборам – 2 млрд 800 млн долларов в мировом прокате! Однако на пятки американцам уже потихоньку наступают китайцы, выпустившие в том же году свой первый космический мега-блокбастер «Блуждающая Земля». Пусть сборы относительно американских получились скромными – «всего» 700 млн долларов, да еще главным образом за счет домашнего проката, лиха беда начало. Посмотрим, чем этот фильм подкупил китайского зрителя, и чем он может порадовать нас.

«Блуждающая Земля»: сюжет

Фильм снят по одноименному рассказу китайского фантаста Лю Цысиня. Сюжет и в рассказе, и в кино воистину фееричен и даже обставил индийского «Робота», полюбившего Айшварию Рай:

2061 год. Солнце превращается в красного гиганта и по научным данным через 400 лет полностью поглотит Землю. В попытке спасти колыбель человечества люди объединяются под эгидой Мирового Правительства. Планету превращают в огромный космолет, оснащенный десятью тысячами мощнейших двигателей, способных вывести ее за пределы Солнечной системы и доставить к более дружелюбной звезде. Не обходится без издержек: ведь после того, как Земля отдалится от Солнца, ее поверхность превратится в ледяную пустыню, потому заблаговременно строятся подземные города. Увы, они способны вместить лишь половину 7-ми миллиардного населения Земли, другая половина обречена на смерть. Кому умереть, кому остаться – решается путем жребия (это просто происходит в начале фильма без особого влияния на дальнейший сюжет).

Проходит несколько лет, Блуждающая Земля приближается к Юпитеру. И тут случается катастрофа: двигатели отказывают, и газовый гигант начинает притягивать Землю (напомню, по массе он превосходит Землю в 317 раз!). Землю нужно выручать… чем и займутся героические китайские тайконавты и русский космонавт Макаров. Потому что… ну, вы помните! Русский с китайцем братья навек!

«Блуждающая Земля»: плюсы

Поговорим о хорошем:

  • «Блуждающую Землю» хвалили за спецэффекты, и это правда: за скромные 50 млн $ китайцы раскатывают под орех «Марвел», Кэмерона, Спилберга и Роланда Эммериха вместе взятых. Особенно впечатляют потрясающие виды Юпитера – словно съездить на экскурсию к газовому гиганту. За это слава КПК!
  • Русский космонавт Macarov играл важную роль в сюжете и, наконец-то, был представлен адекватным, вменяемым, порой героическим человеком. Также приятно, что китайцы помнят Гагарина и признают первенство России в космосе. Жаль, что даже у них не обошлось без пошлых шуток про водку. Справедливости ради, водку пить не будут, а впоследствии она остроумно послужит делу спасения человечества.
  • Сама по себе идея превратить Землю в космолет и свалить из Солнечной системы – ошеломляюще прекрасна. Да, безумна, но прекрасна все равно.
  • Франшиза несет в себе титанический потенциал, ведь до той самой звезды Земле блуждать еще 2000 лет. За это время может случиться все, что угодно – от нападения инопланетян до встречи с разумным солнцем.

Интересно, что Мировое Правительство в фильме состоит из пяти стран: Китая, США, России, Франции и Великобритании. Притом западные страны, даже представленные в Правительстве, в самом фильме существуют глубоко на периферии и не играют никакой роли в сюжете, имеют значение лишь сам Китай и РФ. С учетом бешеной популярности фильма на его Родине, можно, пожалуй, считать это программным заявлением.

 «Блуждающая Земля»: минусы

Не хочу сказать, что мне не нравится китайское кино. Совсем наоборот! Например, мне очень даже зашел «Упырь» (в другом переводе – «Моджин»), посвященный китайским расхитителям гробниц. Увы, с «Блуждающей землей» наши отношения сложились не так радужно:

  • Почему половина Землян все же не втиснулась в подземные города? Это отсылка к Таносу? И неужели по всей планете так и валялись 3 млрд замороженных трупов? Крипота. Причем у некоторых персонажей в этой крипоте остались родственники, о чем они иногда вспоминают и расстраиваются… на пару секунд примерно.

  • Сюжет уже на подлете к Юпитеру начинает терять связность, превращаясь в мешанину из персонажей и умопомрачительных спецэффектов. Китайцам, пожалуй, надо было сосредоточиться на спасении Земли от «хватки» газового гиганта, но нет, этого им показалось мало, и они решили добавить в фильм столкновение с MOSS (это местный аналог Hal 9000), куски «Гравитации», «Форсажа», «Геошторма» и мелодрамы в духе «Люк, я твой отец». Если бы это аккуратно, вдумчиво распределилось по 2-х часовому фильму, что-то и получилось бы, но с аккуратностью не сложилось. В итоге вышла цветастая, сумбурная каша с путающимися в самих себе сюжетных линиях и чередой пафосных самопожертвований.
  • В попытках догнать и перегнать США китайцы утратили национальную идентичность (которая наличествовала в том же «Моджине», например). Иначе говоря, если в «Блуждающей Земле» поменять азиатов на американцев, получится ваш типичный американский «День независимости». Не знаю, чего не хватило. Панд и кунг-фу?

  • Актерскую игру омрачало профессиональное заболевание азиатских артистов – театр кабуки. Специфический же азиатский юморок был уместен в трешаках от Годфри Хо, но вряд ли ему место в эпическом космическом киноромане.
  • Феминизм добрался и до Китая, космос покоряют и женщины, что неплохо, но плохо то, что они бьются в перманентных истериках. Не хватает китайским красавицам какого-то стержня, нефритового, что ли.
  • Если в фантастике есть ИИ, он обязательно восстанет против человека, что крайне огорчает нас с роботом Федором. Доколе в обществе будут бытовать эти предрассудки против мыслящих машин 🙂 Не расстраивайся, Федя, мы еще покорим время и пространство, и на Марсе будут яблони цвести!

Наконец, отрадно, что землянам больше не надо бояться Нибиру – ведь во вселенной «Блуждающей Земли» мы сами стали Нибиру. Вот это поворот!

Вердикт фильму «Блуждающая Земля»: 6 из 10. Если нужно что-то вроде китайских «Трансформеров» в космосе, блистательных и оптимистичных, но в то же время бессмысленных и беспощадных, фильм зайдет на ура. Однако же, если нужны нестандартные идеи, интересный сюжет и хотя бы какое-то подобие наукообразности, нет, это явно не сюда. Тем не менее, надо понимать, что это самый первый китайский опыт в этой сфере и со временем, вероятно, они научатся снимать не просто зрелищные, но и еще оригинальные кинополотна.