Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Обзор фильма ужасов «Машинист» (2004): фильм не про поезда

Каждому мало-мальски знаменитому голливудскому актеру, видимо, поступает разнарядка сняться в каком-то малобюджетном артхаусе. В 2004 г. такая разнарядка поступила Кристиану Бейлу. И он снялся в испанском психологическом хорроре «Машинист», похудев для этого аж на 30 кг. Конечно, его актерский подвиг достоин всяческих похвал, но что насчет самого фильма? Как там с поездами и всем прочим?

«Машинист»: сюжет

Бэтмэн Тревор Резник (герой Бейла) работает оператором фрезеровочного станка на заводе (а вовсе не машинистом поезда, как следует из названия фильма — обломитесь!). Вот уже год его донимает бессонница, а из-за отсутствия аппетита он превратился в ходячий скелет. Мало того, у Резника начинаются феерические глюки. Например, его преследует некий жуткий лысый тип по имени Иван. Но Путин и КГБ, как ни странно, здесь не причем. Дело совсем в другом…

Потому что я Бэтмэн!

«Машинист»: плюсы

Бэтмэн Бейл, в роли психа конечно, выложился на полную катушку, здесь без претензий. Помимо него, фильм украшают хмурые индустриальные пейзажи, станки и интересные детали вроде истекающего кровью холодильника. Неплох и Иван, жуткие встречи с которым, можно сказать, являются изюминкой «Машиниста».

Также мне понравилось, что во флэшбэках Бейл представлен в еще непохудевшем гламурном виде, напоминая своего героя из «Американского психопата» Патрика Бэйтмэна (не путать с Бэтмэном!). Таким образом, можно сделать вывод, что некоторым образом Тревор Резник это прошедший через горнило страданий лощеный и самодовольный Бэйтмэн. Хотя мне кажется, что такие выводы слишком глубоки для этого в принципе не особо глубокого фильма.

Иван — это своеобразный Морфеус в мире «Машиниста», постепенно подводящий Резника к подлинной правде и истинной причине его страданий. А именно: Резник это Нео трусливое чмо. Фу таким быть!

«Машинист»: минусы

Переводческие надмозги долго не сомневались и просто перевели название фильма The Machinist как «Машинист». Хотя куда больше подошло бы «Механик», слово, которое могло бы символизировать и связь героя со станками, и с автомобилем, который послужил причиной всех бедствий. Но нет! Фильм назвали «Машинист». Почему не «Тракторист» или не «Баянист»? Ведь в фильме нет не только поездов, но и тракторов, и баянов, за исключением сюжетных. Вообще, складывалось ощущение, что режиссер посмотрел «Лестницу Иакова», «Бойцовский клуб» и даже того же самого «Американского психопата», и захотел снять что-то похожее, но свое. Похожее получилось, а вот свое – нет, увы.

Кроме того, хочется заметить, что даже при диком капитализме человека с проблемами, как у Бейла в фильме, близко не подпустили к станкам, как минимум, подвергнув тщательному медицинскому осмотру. Ибо псих у станка – это смертельно опасно. Что опять же неплохо показано в самом фильме. Ну и наконец! Герой усердно читает Достоевского, книгу «Идиот», что как бы намекает, что его проблемы не стоят и выеденного яйца. И это так. Потому что хотя авторы усердно нагнетают трагизма и жути, в конце хочется, как Станиславский, воскликнуть «Не верю».

Вот с таким скептическим лицом Станиславский наверняка бы смотрел «Машиниста»

Вердикт «Машинисту»: 4/10. Вторично и слабовато. Где-то в моем воображении так и будет существовать куда лучший фильм, в котором Бейл и впрямь является машинистом инфернального поезда и мчится прямо в ад. Что до фильмов схожей тематики, то можно порекомендовать хотя бы «Темные углы» 2006 года и старый, но великолепный итальянский триллер «Отпечатки» 1975 года, где ужас и паранойя достигают воистину космических масштабов.