Фильмы ужасов 1960-х знаменовали собой плавный переход от наивных, преисполненных театральности фильмов ужасов прошлых лет к действительно пугающим кинокартинам. Кроме того, они сделали крен в сторону более или менее реальных проблем – психических расстройств, антикоммунистической истерии и сатанинских культов, которые стали расцветать в США в шестидесятые годы прошлого века. Вдобавок, общество стало более свободным, а фильмы ужасов – более напряженными и даже кровавыми. А еще появились существа, которых одни обожают, а другие терпеть не могут. Да, это зомби.
Психо (1960)
Классический фильм Хичкока о маньяке Нормане Бейтсе, владельце уютного мотеля, который он делит со своей мертвой мамой. Как и собственный надломленный мозг. Норман Бейтс «вдохновил» многих экранных маньяков последующих поколений, особенно Джейсона Вурхиса, у которого тоже были совершенно особые отношения с мамулей.
Знаменитая сцена в душе:
Деревня проклятых (1960)
Экранизация романа британца Джона Уиндема «Кукушки Мидвича» о деревушке, всех женщин в которой в одну далеко не прекрасную ночь оплодотворили пришельцы. В результате родились страшные дети с паранормальными способностями. Которые хотят захватить мир! В 1995 году Джоном Карпентером был снят одноименный ремейк, правда, считается, что при всем таланте Карпентера его фильм по ощущению ужаса и паранойи далеко уступал черно-белому оригиналу.
Трейлер фильма. Кстати, возможно, это первый раз в кинематографе, когда именно маленькие дети были представлены источниками зла – идея, которую впоследствии особенно полюбят японцы.
День триффидов (1962)
Еще одна британская экранизация одноименного романа Джона Уиндема о растениях-триффидах, которые стали не только плотоядными, но и частично разумными в результате странного метеоритного дождя. Честно говоря, триффиды в этом фильме такие милые и смешные, что не пугают, а умиляют. Интересно, что в книге для спасения от триффидов пришлось разрабатывать специальный пестицид, а в фильме они почему-то крайне удобным образом стали погибать от морской воды.
Птицы (1963)
Классический фильм Хичкока по рассказу Дафны дю Морье «Птицы». В фильме не разу не объясняется, почему птицы нападают на людей (в рассказе – «русские накормили птиц какой-то дрянью», по другой версии – птицы оголодали ввиду резкого и внезапного изменения климата). Трактовки «Птиц» (фильма) разнообразны – от Божьей кары за грехи до той же исходящей от коварных русских коммунистической угрозы. Существует даже фрейдистское толкование фильма – мол, птицы символизируют неудовлетворенность главной героини. Я рекомендую не искать в «Птицах» потаенные смыслы, а просто посмотреть этот отличный ужастик. Если думаете, что пара безобидных птичек вас не напугают, Хичкок живо разубедит вас в обратном.
Трейлер, в котором смешно смешали Хичкока и Angry Birds:
Для контраста после просмотра рекомендуется разыскать и посмотреть занятный фильм 2010 Birdemic («Птицекалипсис»), который является крайне своеобразной данью уважения «Птицам».
Квайдан: повествование о загадочном и ужасном (1964)
Жемчужина японского кинематографа – киносборник из четырех новелл, в котором японцы будут привычно пугать призраками, длинными черными волосами и театром кабуки. По-японски фильм называется Kaidan, в примерном переводе «Истории о призраках». Причем не просто о призраках, но о призраках, которые жаждут мести. Что до самого фильма, то он очень красив и полон символизма, но по нынешним временам скорее задумчивый, чем страшный.
Оригинальный трейлер:
Вий (1967)
Немеркнущая советская классика – экранизация «Вия» Гоголя с Куравлевым в роли Хомы Брута и Варлей в роли Панночки. Заслуженно считается первым советским фильмом ужасов (далее они стали выходить только во время перестройки). Фильм поражает феноменальной игрой Куравлева и Варлей, шикарной атмосферой и весьма неплохими спецэффектами. А в концовке появляется сам Вий и произносит коронное: «Поднимите мне веки! Не вижу!». На Западе фильм официально появился на DVD в 2001 году.
Хороший рассказ о том, кто такой вообще Вий:
Ночь живых мертвецов (1968)
Первый «настоящий» фильм о зомби, который превратил в классика кинематографа Джона Ромеро. По сюжету зомби появляются из-за радиации, которую занес с Венеры вернувшийся оттуда космический исследовательский аппарат (значит ли это, что Венера кишит живыми мертвецами?!). При этом люди, укушенные зомби, тоже становились зомби, что как бы намекало на вирусную природу зомбовидности? В общем, этот момент в фильме неясен.
Факт в том, что Ромеро изобрел и немедля применил все штампы зомби-кинематографа:
- зомби преследуют живых, чтобы их съесть (правда, опять же непонятно, зачем – они ведь уже мертвые и несмотря на это, все равно голодные?);
- герои баррикадируются от зомби в доме;
- забаррикадировавшиеся герои постоянно спорят и ругаются, один из них – редкостная истеричная сволочь;
- тревожные сводки о зомби-апокалипсисе по ТВ;
- зомби всегда кучкуются своеобразными «стадами», но никогда не нападают на «своих» и, похоже, даже не подозревают о существовании друг друга;
- зомби упрямо ломятся в запертый дом;
- зомби не менее упрямо прорываются в дом;
- кто-то из второстепенных персонажей укушен зомби, но становится зомби не сразу, а только в удобный для сюжета момент;
- трагический ребенок-зомби;
- трагикомическая старушка-зомби;
- зомби еле волочат ноги, но, когда им очень надо, внезапно становятся весьма прыткими (вспомним зомби, который в начале фильма резво гнался за Барброй – а еще говорят, что быстрых зомби изобрели только в 2000-е);
- плохие военные убивают не только зомби, но и мирных граждан;
- власти в целом демонстрируют неготовность не только к зомби-апокалипсису, но неготовность вообще;
- если в фильме есть негр, его убьют, неважно, зомби он или нет;
- убить зомби можно, только выстрелив ему в голову (что подразумевает сохранившиеся у них остатки мыслительной активности?).
Да, штампы, но в 1968 г. все это было в новинку. Оттого «Ночь живых мертвецов» не просто стала культовой, но добилась значительного кассового успеха, собрав 12 млн долларов при бюджете в 114 тыс. В пересчете на современные деньги – 84,5 млн долларов при бюджете в 800 тыс. Это лишний раз демонстрирует, что фильмы ужасов регулярно показывают лучшее в отрасли отношение: бюджет/прибыли. Достаточно вспомнить «Паранормальное явление», «Ведьму из Блэр», «Пилу» и относительно свежее «Проклятие Аннабель».
Трейлер:
Ребенок Розмари (1968)
Экранизация одноименного романа Айры Левина о молодой даме по имени Розмари, которая в результате дружеских посиделок с соседями-сатанистами умудрилась забеременеть Антихристом. Кстати, из фильма непонятно, действительно ли Розмари стала матерью Дьявола, или же у нее проблемы с психикой (в книге этот момент трактовался однозначно в пользу реальности всего происходящего). В целом, это добротное, крепко сбитое кино с хорошенькой и молоденькой Миа Фэрроу, по нынешним временам немного наивное, но все еще производящее хорошее впечатление.
Самые пугающие сцены из фильма:
В следующем десятилетии кинематографисты развили многие идеи из лучших фильмов ужасов 1960-х, хотя сумели воплотить и кое-какие свои оригинальные задумки.