Лучшие фильмы ужасов 70-х

В 70-х общество продолжало меняться, и фильмы ужасов становились все более жесткими и кровавыми, а также, что греха таить, более сексуально раскрепощенными.

Блакула (1972)

Фильм про чернокожего вампира (black + Dracula, получается Блакула). Несмотря на то, что в рекламе фильма утверждается, что Блакула – жестокий кровопийца, который куда страшней самого Дракулы, это чушь. Потому что Блакула – это комедия. Черная комедия. Буквально. Впрочем, несмотря на свою комедийность, «Блакула» все равно умудрился получить премию «Сатурн» за лучший фильм ужасов. С исторической точки зрения интересен не столько эмансипацией негритянского населения США, столько тем, что был одним из первых комедийных фильмов ужасов, так как до сих пор ужастики делались исключительно «с серьезной миной».

И да, в следующем 1973 году вышел фильм «Блэкенштейн».

Изгоняющий дьявола (1973)

Классика мирового кинематографа, снятая по одноименному роману Уильяма Блэтти – фильм о католическом священнике, который изгонял дьявола из маленькой девочки Реган. «Изгоняющий дьявола» сделал популярной тематику экзорцизма, которая станет отдельным направлением в жанре ужасов.

Черное Рождество (1974)

В нашем доме канадском женском общежитии поселился замечательный сосед таинственный маньяк на чердаке, который на рождественских праздниках начинает звонить девушкам по телефону, шептать им всякие сальные непристойности, а потом их убивает одну за другой. Девушки тоже хороши – пьют, курят, тусят с парнями и пытаются делать аборты (при этом даже не предпринимая попыток сбежать из общежития, где их вырезают, как куриц). Считается, что «Черное Рождество» было вдохновлено, если так можно выразиться, серией нераскрытых убийств, произошедших под Рождество в Квебеке где-то в начале 70-х.

Техасская резня бензопилой (1974)

Классический фильм Тоба Хупера о маньяке Кожаном Лице и его веселой деревенской семейке, которые на просторах родного Техаса подкарауливают и кушают городских хипстеров. Заложил основы жанра молодежного слэшера как такового. Помимо этого, символизировал непрекращающуюся войну Юга и Севера, так как реднеки-каннибалы, разумеется, южане (что прямо следует из названия фильма). Что до Кожаного Лица, то его смело можно считать «папой» Майкла Майерса и Джейсона Вурхеса.

Оно живо (1974)

Занятный фильм о ребенке-мутанте, который начал потрошить взрослых, едва выбравшись из материнской утробы. В основу фильма, к сожалению, легли реальные и совсем невеселые события – изуродованные дети, родившиеся в результате того, что их матери на ранних сроках принимали седативный препарат талидомид в 1950-1960 гг. в ФРГ.

Омэн (Знамение) 1976

Классический фильм о сыне Дьявола, который родился в семье преуспевающего американского дипломата Роберта Торна (его роль исполнил Грегори Пек). Роскошный фильм с готичной атмосферой, поразительный маленький Антихрист Дэмиэн и два канонических продолжения, в последнем из которых снялся молодой Сэм Нил.

Голова-ластик (1977)

Первый полнометражный фильм Дэвида Линча «Голова-ластик» повествует о странном парне со странной прической Генри, который женится на странной девушке Мэри Икс, которая беременна их странным ребенком – существом, похожим на небольшую рептилию. После того, как Генри бросает жена, ему самому приходится заботиться о «ребенке», что доводит его до сумасшествия. Фильм можно во многом считать автобиографическим, так как во время его съемок от Линча ушла жена, очевидно, не выдержав его гениальности. Нет, их ребенка она забрала с собой, и слава Богу, так как, судя по «Голове-ластику», папаша из Линча никудышный.

На смертном одре: Постель-людоед (1977)

Один из самых сюрреалистических и трешовых фильмов ужасов в истории об одержимой демоном кровати, которая пожирала каждого, кому не посчастливилось оказаться на ней (или в ней). Интересно, что единственный, кого пощадила демоническая кровать на протяжении своей многовековой «карьеры» – английский живописец Обри Бердслей. Которого демоническая кровать заточила в им же созданную картину, всячески развлекает, подкармливает и угощает сигаретами в перерывах между убийствами.

Патрик (1978)

Австралийский фильм про Патрика, который убил свою противную мамашу и любовника, после чего от потрясения впал в кому. Но даже из комы продолжал убивать, а также галантно ухлестывать за хорошенькой медсестрой. Примечателен еще и тем, что стал первым фильмом ужасов, официально показанным по ТВ в постсоветской России в 1992 году. Впрочем, «Патрик» смотрится неплохо и сейчас.

День женщины (Я плюю на ваши могилы) (1978)

Банда отмороженных деревенских утырков насилует молодую девушку. Она в долгу не остается и мстит им еще в более отмороженной манере. Фильм жесткий, кровавый и откровенный не то что по меркам 70-х, а и по нынешним. В 2010 году был снят ремейк, наделавший много шума. Главная беда и оригинала, и ремейка в том, что насилие в нем вовсе не осуждается, а смакуется – с толком, с чувством, с расстановкой. В результате вместо остросоциального кино получилось типичное torture-porn крайне на любителя весьма сомнительной художественной и любой другой ценности.

Хэллоуин (1978)

Классический фильм ужасов, который подарил миру самого мистического маньяка Майкла Майерса, а также сделал мировой звездой Джеми Ли Кертис. Отдельно стоит отметить музыкальную тему «Хэллоуина», которая узнается с первых тактов.

Ужас Амитвилля (1979)

Фильм о жутком доме, где некогда произошла череда изуверских убийств. Новые владельцы дома сталкиваются с кошмарными видениями и призраками бывших жильцов. Интересно, что в «Ужасе Амитвилле» зло таится в замурованной Красной Комнате, которая напоминает Черный Вигвам из «Твин Пикса» Линча. «Ужас Амитвилля» далеко не гениален и довольно сильно затянут, тем не менее, его ценность в том, что он заложил многие сюжетные ходы, широко используемые в последующих фильмах о проклятых домах.

Фантазм (1979)

Дон Коскарелли делает все, что делает Линч, только стократ лучше, интересней и без артхаузного пафоса. «Фантазм» сюрреалистичен, как ночной кошмар, страшен до одури, глубоко философичен и невероятно трагичен. В то же время странным образом он смешной и забавный, а его малобюджетность не раздражает, а умиляет. И никаких тебе голов-ластиков. Только Реджи, Майк и Верзила. И летающие сферы, разумеется.