Лучшие советские фантастические фильмы

Фантастика не была любимым жанром в СССР, считаясь, по большей мере, развлечением для детей и молодежи. Ввиду этого советские фантастические фильмы не могли похвастаться крупными бюджетами или особым вниманием со стороны ЦК КПСС. Тем не менее, они снимались, и некоторые из них вошли в золотой фонд мировой фантастики. И это не только «Солярис» Тарковского, но и фильмы Павла Клушанцева, работами которого вдохновлялись Кубрик, Лукас и Ридли Скотт. Какие же еще самые интересные фильмы о космосе были сняты в СССР?

Вельд (1987)

«Вельд» – жутковатая перестроечная экранизация рассказов Бредбери. Хотя фантастические элементы в ней присутствуют и даже есть Марс, в первую очередь она интересна, как слепок эпохи и как редкий образчик советского артхауза.

Советские постеры — лучшие постеры в мире!

День гнева (1985)

В результате неудачного эксперимента в закрытом заповеднике появились гибриды человека и медведя – звероподобные, но разумные существа, называемые отарками. Которые, возможно, представляют серьезную угрозу для всего человечества. Советских детей «День гнева» пугал, собственно, отарками, а взрослым пророчил перестройку. С другой стороны, по прошествии времени и без идеологической подоплеки вполне можно рассматривать этот фильм и как советский ответ «Острову Доктора Моро».

Отарки такие отарки

Его звали Роберт (1967)

Ученый создает человекоподобного робота РБ-235 для полета к далекой звезде Веге в созвездии Лиры. К сожалению, после испытаний в полевых условиях выясняется, что робот еще не готов заменить человека. Комедийное, легкое кино, в котором больше советского бытописательства, чем фантастики. Тем не менее, посмотреть можно. Хотя бы затем, чтобы понять, чем советские роботы отличались от американских.

Советский андроид беседует с советским роботом

Звездный инспектор (1980)

Инспектор расследует коварное нападение на Международную базу космической инспекции, совершенное военным кораблем «Антарес», собственностью корпорации «Майнтхаус». В этом советском фантастическом фильме появляется свихнувшийся искусственный мозг, другие планеты, злые капиталистические корпорации и первые в отечественном кинематографе зомби.

Виды из иллюминатора

Планета бурь (1962)

Замечательный фильм от одного из величайших советских режиссеров Павла Владимировича Клушанцева о путешествии советских космонавтов на Венеру. Спецэффекты в этом фильме на тот период не имели равных в мире. Перемонтированная американцами версия фильма была названа «Путешествие на доисторическую планету».

Надо добавить, что первая советская же космическая станция добралась до Венеры только в 1965 г. До того момента верили, что там может быть жизнь, а климат похож на субтропический – с густой растительностью и динозаврами. Вот почему они появляются в «Планете бурь».

Несмотря на этот научный анахронизм, фильм в высшей степени рекомендован к просмотру, как и другие совершенно потрясающие работы Клушанцева, в частности, «Луна» и «Марс». Это действительно тот случай, когда советские фантастические фильмы на голову опережали американские.

Лунная радуга (1983)

Советские ученые изучают бушующие на Земле странные магнитные бури. Неожиданно выясняется, что их появление связано с катастрофой космического корабля на Обероне (спутнике Урана). Как именно? Это и предстоит выяснить героям «Лунной радуги».

На Обероне отличная погодка

Мечте навстречу (1963)

На Марсе терпит аварию космический звездолет с инопланетянами. На помощь им спешат советские космонавты. Просто отличное и на редкость позитивное советское фантастическое кино с прекрасными для 1963 г. модельками и спецэффектами. А еще именно для этого фильма была написана знаменитая песня «И на Марсе будут яблони цвести».

Когда-нибудь на Марсе действительно зацветут яблони, как же иначе

Москва-Кассиопея/Отроки во Вселенной (1973-1974)

Советские школьники отправляются к звезда Альфа Кассиопеи, получив сигнал, отправленный оттуда явно разумными существами. В фильме использовались передовые на тот момент съемки, имитирующие эффект невесомости. Также присутствовали злые роботы и путешествия на сверхсветовых скоростях, невозможные с физической точки зрения, но не с точки зрения советского хулигана. Который на самом деле хороший, просто очень хотел в космос.

Нет, это не сенобиты из «Восставших из Ада», а роботы из фильма «Москва-Кассиопея»

Небо зовет (1959)

Советские космонавты спасают американских после их неудачной попытки первыми приземлиться на Марс. В США фильм был перемонтирован «королем фильмов категории Б» Роджером Корманом и Фрэнсисом Копполой (!) и вышел под названием «Битва за пределами солнца».

Родина в космосе

Петля Ориона (1980)

К Земле приближается таинственный сгусток энергий, названный петлей Ориона. Чтобы понять, что это и может ли оно представлять опасность для землян, СССР отправляет к Петле Ориона корабль со смешанным экипажем из людей и андроидов.

Контакт с Петлей Ориона получился чуть-чуть жутковатым

Солярис (1972)

Неудивительно, что Лем невзлюбил этот фильм. Его больше занимала научно-техническая сторона Соляриса, а Тарковский сотворил артхаузный психологический хоррор с неожиданным выводом: в космосе хорошо, а дома, на родной Земле, лучше. И не просто дома, а в России, среди родных березок. Тем не менее, «Солярис» стал классикой мирового кинематографа и заслуженно занимает верхние строчки в списках лучших фантастических фильмов всех времен.

Интересно, что в польском оригинале Солярис «она», то есть девочка. Может, стоило подарить ей цветы хотя бы и пригласить на чашечку кофе?

Таинственная стена (1967)

Пришельцы построили в тайге загадочную Стену, представляющую собой купол из мощных электростатических разрядов. На ее изучение отправляются отважные советские ученые. По некоторым версиям, стена построена марсианами, по другим – сама является разумным пришельцем…

Почему-то кадры из «Таинственной стены» заставляют вспомнить перевал Дятлова…

Туманность Андромеды (1967)

Экранизация коммунистического классического романа Ефремова «Туманность Андромеды» – советские «Звездные войны». Именно отсюда взялся Дарт Вейдер (как переиначенный Дар Ветер). Также в «Туманности Андромеды» можно увидеть первый в мире прототип ноутбука.

Коммунистический ноутбук из «Туманности Андромеды»

Через тернии к звездам (1980)

23 век. Советский космолет «Пушкин» обнаруживает в дальнем космосе заброшенный корабль с трупами существ явно искусственного происхождения – клонами. Единственная выжившая – девушка по имени Нийя. К сожалению, она ничего не помнит. Земляне подбирают и выхаживают Нийю. Постепенно она вспоминает, что родом с планеты Десса, которой из-за жадности местных олигархов грозит невиданная экологическая катастрофа.

Несмотря на все корявости, это хорошее кино, в котором присутствует, в том числе, пожирающая все на своем пути свихнувшаяся биомасса. А еще впечатляет, что в СССР озаботились проблемами экологии еще в 1980 г. – задолго до того, как эта тема стала «общим местом» на Западе.

Ужасная булькающая биомасса, готовая пожрать и растворить любую органику